Featured

Бумажная страна.

Перефразируя известное изречение М. Е. Салтыкова-Щедрина про строгость российских законов, можно сказать: бессмысленность казахстанского законодательства компенсируется коррумпированностью его исполнителей и избирательностью его действия.

 

 

 

На днях в Казахстане произошло очередное важное событие. Аким Павлодарской области подписал меморандум о сотрудничестве с акимом Восточно-Казахстанской области. Церемония сия произошла в ходе встречи делегаций промышленников обеих областей, как сказано в официальном сообщении, "в рамках реализации поручения главы государства по увеличению доли казахстанского содержания, установлению деловых контактов между отечественными производителями товаров, работ и услуг и их потребителями".

 

Над меморандумной эпопеей, запущенной отечественным правительством, не поиздевался только ленивый, но начинание это продолжает одерживать маленькие и большие победы над здравым смыслом. Неужели без поручения главы государства и соглашения между акимами предприниматели Усть-Каменогорска и Павлодара демонстративно избегают друг друга и, встречаясь на улицах столицы, переходят на разные стороны?

В Казахстане есть странная, но давняя традиция. По любому поводу (а иногда без оного) издаются законы, указы, постановления, распоряжения, меморандумы, поручения, декларации, вокруг которых часто возникают яростные споры, но не более чем на месяц с момента издания. Вот, допустим, президент поручил премьеру развивать промышленность, премьер поручил АРЕМ "взять контроль над ценами", министр внутренних дел повелел областным ДВД усилить борьбу с преступностью, аким настоятельно рекомендовал дорожной полиции усилить меры по безопасности движения. Вроде по сути все правильно, надо и развивать, и контролировать, и усилить, и требовать. Но тогда возникает вопрос: а почему этим людям (структурам, министерствам, акиматам) нужно раз месяц демонстративно указывать на необходимость выполнения их же служебных обязанностей?

Может, конечно, люди такие...

 

Вот был в 90-х один банкир, "прогремел" еще по западным кредитным линиям, вроде даже в розыске побывал. Потом приехал в столицу, возглавил одно государственное финансовое учреждение и через год сел. Получил год или два, вышел и возглавил еще одно такое же учреждение. Сел, отсидел и вышел. По слухам, ждет нового назначения.

 

Или другой случай. Был один такой финансист, госслужащий, естественно. Рулил госзакупками в трех или четырех госкомпаниях. Потом скандалище, арест, розыск, статьи - все как положено. Подумалось тогда еще: м-да, спекся человече, не проводить ему больше тендеров мартовским утром, не пилить бюджеты под пение весенних птиц... Ан нет, нынче опять рулит госзакупками в госкомпании.
Или вот - из последнего. Начальник управления финконтроля по области был пойман с поличным на четвертый день пребывания в должности. Одного начальника финпола посадили за получение конверта в собственном кабинете, другого - за употребление наркотиков (потом, правда, просто пожурили за то, что в связях был неразборчив)...

 

Тут народ такой засел, что действительно нужен кто-то, чтобы про формальные обязанности напоминать. Время от времени. Но это - что касается обязанностей. Есть же еще масса вещей по регламентации всех сфер жизни страны, отметившей давеча свое 18-летие. Вот сначала приняли закон о борьбе с курением. По ходу, кстати, прозвучало, что депутаты даже съездили в Таиланд изучать соответствующий мировой опыт. В какие еще страны они ездили, не сообщалось, но конечный продукт вышел в достаточно быстрые строки. Идея, как обычно, хорошая, красивая и даже в чем-то полезная. Но почему полиция, забросив все дела (преступность там, коррупция, наркобизнес), несколько недель шарила по ресторанам и ночным клубам, при этом штрафуя людей даже на улицах? Почему высокопоставленный сотрудник МВД понятие "общественное место" попытался расшифровать только через пару недель и явно не по закону, а в соответствии с собственным пониманием? Почему санитарные нормы приняли только через месяц после принятия закона? Почему сразу нельзя было все продумать?!

 

Или вот свежий Закон "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин". Даже несмотря на то, что документ сей больше похож на сборник деклараций, совсем бесполезным его признать нельзя. Но вопросов, как обычно, остается больше, чем ответов. Вот, например, как на практике будет реализован такой тезис: "Не считаются дискриминационными по признаку пола меры, направленные на... увеличение продолжительности жизни мужчин". Какой орган уполномочен проводить соответствующую политику? Почему нельзя при этом увеличить продолжительность жизни женщин? И как это связано с сентябрьским поручением главы государства ученым - подумать над вопросами продления жизни человека ("Лекарство от старения, естественное омоложение, бессмертие. Вот чем сейчас занимаются люди")?

 

И еще хотелось бы узнать, как именно "государство гарантирует... недопущение рекламы, содержащей текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении пола"? Может, для начала стоило бы утвердить указанные "общепринятые нормы гуманности и морали" хотя бы постановлением правительства? Или приказом утвердить список "оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении пола"? А то некоторые представители депутатского корпуса ухитряются во всем видеть порно­графию и нарушение моральных норм, хотя в Таиланд ездить продолжают... Эдак мы и до политкорректности в высокоразвитом американском понимании этого слова докатимся. Будем называть некоторых соседей "афроказахами" и разрешать гей-парады во главе с акимами крупных городов...

 

 

Иной раз задаешься вопросом: а почему нельзя принять закон "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей коррумпированных идиотов и остальных граждан"?

 

Очень запомнилось обсуждение доктрины национального единства. Вначале одни особо умные товарищи предложили принять закон "О лидере нации", потом другие такие же затеяли дискуссию о том, что должно лечь в основу термина "нация" - гражданская или этническая идентичность. Третьи - не менее талантливые - во всем поддержали и первых, и вторых, не сильно вникая в суть вопроса ( "улыбаемся и машем!"). А четвертые вдруг подумали, что принятие государством некоего документа их ущемляет, и началась совсем уж неприличная байга...

 

Если уж на то пошло, то факт официального одобрения/утверждения любого документа (а тем более озаглавленного "доктриной") никакого отношения к реальности не имеет. На сайте правительства есть рубрика "Программы правительства", в которой выложены аж 27 документов, включая государственную программу развития и поддержки малого предпринимательства, государственную программу развития физической культуры и спорта, государственную программу функционирования и развития языков, государственную программу борьбы с коррупцией, стратегию индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, государственную программу формирования "электронного правительства", государственную программу "Развитие космической деятельности" и программу "30 корпоративных лидеров Казахстана". И что с того?

 

В той реальности, в которой существует отечественное правительство, возможно, эти программы действительно существуют, реализуются и даже героически выполняются и перевыполняются. Но в той реальности, в которой живет все остальное население страны, они существуют только в виде набора букв на сайте кабинета министров и уголовных дел по поводу хищений, злоупотреблений и нарушений при их реализации, при этом практически никогда не добирающихся до суда.

 

Есть, конечно, еще и сфера непосредственного соприкосновения граждан с государ­ством на основе взаимовыгодной, но зачастую вынужденной. На сайте финпола постоянно публикуются сообщения о различных уголовных делах, из которых при этом можно узнать точные расценки на те или иные виды "государственных услуг". Положительное решение вопроса по сдаче налоговой отчетности - 300 тысяч тенге, ускоренное восстановление регистрационных документов налогоплательщика - 6 тысяч, выдача справки об отсутствии задолженности перед бюджетом - 5, выдача фитосанитарного сертификата - 10, ускоренная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя - 20, предоставление права на временное землепользование земельным участком - 100, присвоение III группы инвалидности - 10, выделение земельного участка на территории города - 500, непривлечение к административной ответственности - 15 тысяч тенге и так далее. Конечно, все зависит от региона, скорости, объема и сложности работ, количества вовлеченных лиц, платежеспособности клиента и аппетитов исполнителя. Но никакая программа формирования "электронного правительства" или доктрина национального единства на процесс ценообразования и сам факт подобной практики не влияли и влиять не будут.

 

Перефразируя известное изречение М. Е. Салтыкова-Щедрина про строгость российских законов, можно сказать: бессмысленность казахстанского законодательства компенсируется коррумпированностью его исполнителей и избирательностью его действия.

 

 

 «ВРЕМЯ» (Алматы)

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details