Партия власти хочет сделать президенту Казахстана опасный подарок
Партия власти хочет сделать президенту Казахстана опасный подарок
«Нур Отан» жжет», - сказала моя молодая коллега, узнав о предложении первого заместителя председателя партии Калетаева принять закон «О лидере нации». Не владея новоязом в должной мере, я не могу сказать, чего в этом «жжет» было больше - изумления, восхищения или же издевки.
Другой коллега, опытный аналитик, предположил, что через Калетаева Ак Орда забрасывает уже второй пробный шар, дабы выяснить, какова будет реакция в стране, в ближнем зарубежье и особенно на Западе на такой подарок лидеру нации в виде пожизненного президентства. Первый такой «шарик» был закатан в середине прошлой недели, когда подобное предложение прозвучало из уст «представителя общественности» во время поездки первого лица в Актобе.
Что ж, предположение вполне логичное, поскольку Астане, перед тем как заступать на пост председателя ОБСЕ и после целой серии шагов, которые уже вызвали негативную реакцию западных коллег по этой организации (тут и законоположения о СМИ и интернете, и история с правозащитником Евгением Жовтисом), действительно хорошо было бы оценить реакцию Запада на такой «подарок».
Однако лукавство ситуации заключается в том, что те небожители Ак-Орды, кто имеет возможность получать информацию по линии МИДа, отчетливо представляют себе, какой будет эта реакция, стоит ей обрести законодательные черты. А будет она жесткой либо очень жесткой. Уверен, что высшее руководство страны (возможно, за исключением первого лица государства) информировано об этом куда лучше, чем общественность в Казахстане и партия «Нур Отан», которая, увы, пока существует вне международного контекста и полностью замкнута на «внутриказахстанье». Она не создала никаких внятных институциональных способов для общения с зарубежными партийными и иными контрагентами.
Учитывая это, можно представить себе другую ситуацию: инициатива с подарком президенту в форме закона о пожизненной власти родилась в головах тех, кто не имеет портов в большом политическом море, связующем Казахстан с дальним зарубежьем, и диктуется она намерением укрепить свои номенклатурные тылы в период очередных кадровых изменений. Ведь если Ак Орда и не пойдет по этому пути, то в любом случае ругать и карать за такой почин не будут, потому как за лояльность в Казахстане не карают.
Не берусь прогнозировать, верным ли окажется этот расчет, так как если допустить, что закон «О лидере нации» будет все-таки принят и это на порядок ухудшит имидж Астаны до или во время председательства Казахстана в ОБСЕ и добавит сложностей в общении с Западом. Нельзя также исключить и того, что сам лидер недобрым словом помянет подставивших его авторов «подарка», сегодня совершенно ему ненужного для укрепления власти.
С другой стороны, в подобных номенклатурных процессах большую, а порой решающую роль играет эффект снежного кома, когда даже глава государства, угодить которому, собственно, и собираются дарители, не в состоянии остановить инерцию пагубной инициативы. Как доказывал Лев Толстой, люди, облеченные высшей властью, оказываются после запуска таких инерционных механизмов наиболее зависимыми и несвободными.
Впрочем, есть еще одна опция: а вдруг представление о том, что власти Нурсултана Назарбаева сегодня ничто не угрожает, ошибочно, и на самом деле в Ак Орде исходят не из обычного сценария, а уже из форс-мажора?
Действительно, еще недавно различные наблюдатели не исключали такой возможности, и источник опасности видели в Рахате Алиеве, хоть и спрятавшемся далеко, но не потерявшем связей во влиятельных казахстанских кругах. Негласная поддержка, оказанная бывшему послу при ОБСЕ определенными кругами на Западе, усиливала внимание к этой фигуре в «казахстанском гамбите».
Возможно, мы и сегодня недооцениваем такой вероятности. Однако информация, постоянно приходящая из Австрии, ясно говорит о том, что сейчас эта фигура сама находится в подвешенном состоянии и угрозы Ак-Орде в качестве политической альтернативы более не представляет. Поэтому такое объяснение происхождения идеи с «подарком» в форме закона «О лидере нации» маловероятна.
НОВАЯ ГАЗЕТА - КАЗАХСТАН