Назывался груздем - полезай в кузов. Старая народная поговорка давно предупреждала любителей присваивать себе различные статусы и звания: мало просто назваться, надо этому названию соответствовать. К примеру, назвавшись оппозиционером и борцом за свободу слова, неплохо бы научиться эту самую свободу уважать.
К изменению собственного мировоззрения человек приходит осознанно. В силу стечения обстоятельств, или под влиянием какой либо пропаганды - в любом случае, это не спонтанное решение, а продуманное и тщательно взвешенное. Но бывает и так, что очередной статус примеряют на себя лишь для того, чтобы получить индульгенцию. Именно этим руководствовался экс-посол Казахстана в Австрии Рахат Алиев, скрывающийся от правосудия в австрийской столице. Поскольку отвечать за содеянное он явно не желает (сидеть несколько десятков лет в колонии строгого режима - перспектива не из приятных), он быстро "перековался" в лидера некоего Альянса за свободный Казахстан. И уже в новом, самоприсвоенном статусе, активно делает различные заявления - о правах человека, о демократии, и даже выступает с призывами свергнуть действующую власть в Казахстане.
Немалая часть его заявлений касается и свободы слова. Алиев вдруг начал якобы искренне переживать за судьбу казахстанской независимой прессы, которая на его "многострадальной родине" подвергается "постоянным нападкам и давлению со стороны властей". Явно недавно открыв для себя (или же это открытие сделали его пиарщики) такую организацию, как "Репортеры без границ", Алиев то и дело обращается к различным рейтингам и оценкам странового уровня свободы прессы, ежегодно проводимого этой организацией. Тот факт, что он сам на протяжении многих лет занимал первые строки в списках врагов казахстанской прессы, его уже не смущает.
Но, защищая - естественно, на словах, свободу независимой прессы, Алиев, судя по всему, так и не научился эту свободу понимать и уважать. На главной странице его сайта в интернете красуется перевод на русский язык постановления Земельного суда Бонна по иску Алиева к экспертам "Eurasian Transition Group". Причем под весьма пафосным заголовком: "Земельный суд Бонна наказал за диффамацию экспертов-учредителей "Eurasian Transition Group". Суд принял решение в пользу истца Рахата Алиева. Ответчик выплатит все издержки по суду".
Как следует из этого постановления, в газетных публикациях эксперты указывали ряд общеизвестных (правда, в Казахстане) фактов. В частности, что "в 1997 году Алиев контролировал Налоговую полицию Министерства внутренних дел и создал там "Секретный департамент"; в 2000 году в рамках своей преступной деятельности создал в КНБ военизированное подразделение и закупал оружие".
Использовалась и информация о том, что "в 2001 году Алиев установил деловые отношения с "Казатомпромом" и "Мангистаумунайгаз", а также наряду с этими структурами контролировал масс-медиа ресурсы: "Хабар", "Казахстан 1", "СТС", "ОРТ Казахстан", "Хит-ФМ Хабар", "Русское радио", "Новое поколение". А также - что "в 2004 году против Алиева было обвинение в использовании имени копии паспорта гражданина Канады Адониса Дербаса для осуществления денежных переводов".
Отмечали эксперты и то, что "Алиев с использованием своего статуса в КНБ закупал оружие для "Специальных сил", не ставя об этом в известность соответствующие министерства; заказывал оружие из Австрии". И - более чем известный в Казахстане процесс - "оппозиционный политик А.Сарсенбаев предъявил Алиеву в 2006 году обвинения в преступной деятельности и использовании своего служебного положения".
Согласно тексту постановления, размещенного на страничке Алиева в интернете, суд признал обоснованность претензий Алиева к "Eurasian Transition Group", посчитав вышеприведенные сведения диффамацией, и обязал ответчиков выплатить 25 тысяч евро истцу. То есть - собственно Алиеву.
Странным образом, Земельный суд Бонна почему-то не учел, что приводимые экспертами сведения - не что иное, как общеизвестные факты, причем известные не на уровне кулуарных слухов, а по материалам уголовного дела, возбужденного в отношении Алиева и его соратников. И завершившегося неудачно для самого Алиева - лишение свободы. Правда, привести приговор в исполнение пока не удается - главный фигурант попросту сбежал...
Впрочем, избирательности боннского суда удивляться не приходится. Когда-то Алиев, кстати также в Земельном суде, правда Вены, умудрился при помощи "своего" прокурора повернуть рассмотрение запроса Казахстана об экстрадиции преступника исключительно в собственную сторону. Ни один аргумент казахстанской стороны тогда венский суд не учел.
Критиковать венский суд, конечно, занятие глупое и бесперспективное. У Запада, наверняка, имеются свои "виды" на уголовника-дебошира. В конце концов та же Австрия, при необходимости решения собственных бизнес-интересов в Казахстане, всегда сможет объявить на весь мир сего господина главным казахстанским демократом. Ну а там, как говорится, и карты в руки - "тыкать в нос" Астане липовыми идеями ради осязаемых евро. Другой вопрос - степень искренности самого Алиева. И будучи на исторической родине, и на новообретенной он не перестает судится с газетами, обвиняя их во лжи, которую уже весь мир знает как истину. Что это: привычка или способ заработать на жизнь? Но уж точно не "демократические колики" борца за свободу слова.
www.nomad.su