16 апреля он написал заявление об отставке. 21 апреля заявил, что никуда не уходит: "Только смерть остановит меня". 23 апреля он провел пресс-конференцию, на которой подлинность своей подписи подтвердил, но вышедшим в отставку себя не признал, в Бишкек возвращаться отказался и заявил, что политического убежища просить ни у кого не собирается.
Это все – о нем. О Курманбеке Бакиеве. Трудный перелет по маршруту Джалал-Абад – Тараз – Дубай – Минск, очевидно, сказался на его способности реально оценивать ситуацию критическим образом.
С одной стороны, Бакиев согласен с тем, что, останься он в Кыргызстане, могла бы вспыхнуть гражданская война. Судя по его словам, именно опасение, что ответственность за это "повесят на него", и сыграло решающую роль. Он решил улететь, взяв с собой вторую жену и двух маленьких детей. С другой стороны, Бакиев заявляет, что, хотя и написал заявление об отставке, все еще остается легитимным президентом. Ибо, вопреки Конституции, заявление не было рассмотрено парламентом, который Временное правительство поспешило распустить.
С одной стороны, Бакиев готов выступить гарантом Конституции, послужить делу урегулирования и восстановления гражданского мира. С другой, возвращаться в страну не намерен, как, впрочем, и создавать правительство в изгнании.
В общем, налицо последовательная и непреклонная позиция.
И даже не хочется разбираться, под воздействием каких таких обстоятельств Бакиев подписал заявление, которое затем фактически дезавуировал. В конце концов, тут любая версия сгодится, вплоть до самых экзотических (например, что на определенном этапе Курманбек Салиевич посчитал г-на Путина страшнее смерти, которая только одна и способна лишить его полномочий). Важно, что, как политик, он оказался слабоватым на сопротивляемость, стержень выпал на каком-то из этапов его президентской деятельности, и теперь он просто юлит и пытается выкрутиться, чтобы и в лужу перед Кремлем не сесть, и на самолетах белорусских ВВС покататься.
Двойная попытка отказаться от своих же решений и слов не просто не помогает процессу урегулировании ситуации в Кыргызстане: такие действия этому процессу только вредят. Наличие человека, который мнит себя президентом, реальной властью не располагая, чьи действия во время беспорядков 7 апреля еще нуждаются в расследовании, – такой фактор становится источником дополнительной напряженности и еще одним катализатором химических процессов гражданской войны.
Это тот редкий случай, когда практически все единодушны в оценке такого поведения. Даже в Казахстане, когда оппозиция дожидается слова "да" от действующей власти, чтобы сказать "нет", наблюдается практически полное единодушие в этом вопросе. Всем понятно: Бакиев, которого поначалу посчитали мужественным человеком, смалодушничал. Знали бы – не стали бы договариваться.
Впрочем, нет, договариваться было надо. Казахстан в этом заинтересован, как никто другой. Это ведь у нас под боком пылает огонь – нет, уже не революции, а мародерства, хулиганства, охлократии. И уже просят нас с той стороны: откройте границу! Казахстан, как никто другой, заинтересован в том, чтобы в Кыргызстане воцарился мир и порядок. И потому что соседи. И потому что братский народ. И потому что там у нас и бизнес, и родственники, и даже чего там! – Иссык-Куль. Но главное – политическая нестабильность в Кыргызстане может превратить эту страну во второй Афганистан – источник наркотиков и терроризма.
Казахстан должен использовать любую возможность, чтобы восстановить мир и порядок в Кыргызстане. И именно поэтому мы поддержали усилия нашего президента, посредническую миссию, которую он взял на себя. Поддерживаем и его призыв к новой власти как можно быстрее легитимироваться. Чем быстрее в Кыргызстане наладится нормальная жизнь, тем раньше мы в Казахстане сможем вздохнуть спокойно.
Правда, что-то подсказывает, что Курманбека Бакиева в этот процесс вовлекать никто не будет. Постараются обойтись без него.
Конечно, в этой ситуации вызывает неподдельное восхищение Александр Лукашенко. Его стремление доказать, что он готов идти наперекор всему миру, действовать так, как считает нужным, несмотря ни на что, приводит его и к неожиданным заявлениям, и к невероятным решениям. Предоставление приюта Бакиеву – из разряда таких.
Батька с самого начала занял четкую пробакиевскую позицию. Помните, как он говорил, что Бакиев нормальный мужик, "пусть попробуют найти получше"? (Ирония судьбы заключается в том, что кыргызстанцы, похоже, не будут искать мужика получше, а вполне могут выбрать, извините за стилистику, бабу). В разных грехах можно упрекнуть Александра Григорьевича, кроме непоследовательности. Защитил на словах – защитил и на деле: перевез, накормил, обогрел, обеспечил медицинское обследование. Принял, заметьте, как высокого гостя, как президента.
Вообще поступок президента Беларуси очень смахивает на обычную цеховую солидарность. Как пишут российские СМИ, слишком уж много общего у Лукашенко и Бакиева и в личной, и в политической судьбе. И взрослые сыновья на первых ролях, и вторые браки, и маленькие дети. И доверие народа, подтвержденное на выборах, и дружба с Россией, полная напряженности и постоянного лавирования, и склонность прибегнуть к "железной руке". Кто знает, не увидел ли батька в Курманбеке Салиевиче себя самого?
Вот только осторожнее надо бы, Александр Григорьевич! Сейчас-то Бакиев благодарит вас через слово, всячески превозносит, так же, как 16 апреля в Таразе благодарил Нурсултана Назарбаева: "Выражаю искреннюю признательность от себя, от членов своей семьи за то, что вы, как истинный брат, туган, проявили заботу обо мне". Но, как показывают последние события, искренность слов его нуждается в дополнительной проверке практикой.
Впрочем, очень может быть, что Лукашенко в данном случае играет как раз не поперек, а заодно. Играет вместе с Россией в лице Путина и Медведева, а Бакиев у них как джокер. В таком случае игра идет крупная, геополитическая, и Кыргызстан – всего лишь одно из полей для такой игры. Такой расклад, хотя и представляется мне наименее вероятным, все же возможен, и Казахстану он крайне невыгоден.
Для нас в этой истории выбора нет: мы должны всеми силами добиваться скорейшего восстановления нормального конституционного порядка в соседней стране. Благо, нынешний статус председателя ОБСЕ нам эту работу вроде облегчает. Конечно, трудно действовать в условиях, когда люди сначала дают слово, потом берут назад, потом возвращают с оговорками... Но делать нечего. Как говаривал Сталин, "других писателей у меня для вас нет". Приходится иметь дело с теми политиками, что имеются в наличии. Но, во всяком случае, Курманбек Бакиев теперь не в стране, новая власть к нам прислушивается, так что надежда есть. Быстрее бы!
№ 14 (475) от 26.04.2010
Данила ЮВАЧЕВ
Источник - Мегаполис