Временному президенту Киргизии Отунбаевой сегодня исполняется 60 лет
Философ и дипломат, советский функционер и вождь "цветной революции" — Роза Отунбаева, первая женщина-президент Центральной Азии, человек безусловно смелый. Стать во главе сегодняшней Киргизии, готовой, как Атлантида, навеки сгинуть в кровавых волнах хаоса, решился бы не каждый. Это как раз тот случай, когда власть не вожделенный приз, а тяжелый крест. Именно потому, что должность президента переходного периода — временная. Ни один киргизский политик-мужчина ее уровня не решился взвалить на себя этот груз, понимая, что постоянным президентом ему потом не стать. А Роза Отунбаева согласилась. Возможно, потому, что власть для нее не самоцель. Иное дело — захватывающий процесс смены власти...
Освобожденная женщина Востока
Пламенная революционерка, Роза Отунбаева могла бы с полным правом сказать о себе, что всем обязана советской власти. Ее родители, будучи горожанами в первом поколении, смогли не только получить высшее образование, но и войти в республиканскую элиту: Исаак Отунбаев более четверти века был членом Верховного суда Киргизии. А сама Роза Исааковна, закончив МГУ с красным дипломом, была рекрутирована уже в "имперскую" элиту, работая на высоких должностях в Москве. Причем у Исаака Отунбаева было 8 детей, и 5 из них получили образование в Москве. Для нынешних киргизских семей подобный прыжок из одного социального слоя в другой вряд ли уже возможен.
Будущая "железная леди" Киргизии делала успешную советскую карьеру: закончив филфак МГУ, защитила диссертацию с экзотическим названием "Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики философами Франкфуртской школы". Возможно, даже знакомилась с трудами фальсификаторов из Франкфурта на языке оригинала: Отунбаева свободно владеет несколькими иностранными языками. (А вот киргизским, как утверждают знающие ее люди, — не очень. В большинстве семей советской номенклатуры в национальных республиках в то время было принято говорить дома по-русски.)
Далее по восходящей: зав. кафедрой диалектического материализма в Киргизском государственном университете, второй секретарь Фрунзенского (нынешний Бишкек) горкома КПСС, вице-премьер, министр иностранных дел Киргизской СССР, председатель Комиссии МИД СССР по делам ЮНЕСКО, посол в Малайзии и Брунее-Даруссаламе. В Советском Союзе женщин-послов можно было по пальцам пересчитать, причем одной руки. Так что товарищ Отунбаева стала яркой иллюстрацией достижений советской национальной политики.
В Малайзии Отунбаеву и застал крах Союза. Ее дипломатические таланты оказались востребованы и в независимом Кыргызстане. Она трижды занимала пост министра иностранных дел, была послом в США, Великобритании и Ирландии. Президент Аскар Акаев, который и пригласил ее возглавить МИД нового государства, очень ценил Розу Исааковну, что не помешало ей в 2005 году возглавить переворот против него. По убеждению Акаева, именно Роза Отунбаева была главным локомотивом так называемой "тюльпановой революции", в результате которой к власти в Киргизии пришел Курманбек Бакиев.
Две революции Розы
Аскар Акаев говорил мне, что переворот в сознании Розы Отунбаевой произошел в то время, когда она работала в Тбилиси в качестве заместителя специального представителя генерального секретаря ООН в Грузии. "Революция роз", которую она наблюдала собственными глазами, произвела на нее огромное впечатление. Разногласия с первым президентом Киргизии у нее возникли еще раньше, по словам самой Отунбаевой, она почувствовала, что Акаев "превращается в диктатора". Если получилось у грузин, то почему не должно получиться у киргизов?
Вернувшись в конце 2004 года на родину, Отунбаева уходит в оппозицию и создает оппозиционное движение "Ата-Журт". В начале 2005 года происходит скандал, который, как считают эксперты, и привел в конечном итоге к революции. В течение одного дня ЦИК сначала зарегистрировал Отунбаеву кандидатом в депутаты парламента, а потом отменил это решение. Формально — за то, что она не проживала в республике последние 5 лет. Однако оппозиция заявила, что власти таким образом расчищали дорогу дочери президента Бермет Акаевой, которая баллотировалась по тому же округу. Кстати, решение ЦИК вполне соответствовало тогдашнему киргизскому законодательству. Однако такие нюансы "цветных революционеров" обычно не смущают.
"Тюльпановая революция" 2005 года в Киргизии была классической "цветной революцией", в которой огромную роль сыграли внешние силы. По свидетельству киргизского политолога Александра Князева (кстати, ученика Отунбаевой), при населении около 5 миллионов человек в республике действовали 5 тысяч НПО, которым только в 2004 году США выделили 12 млн. долларов. НПО (неправительственные организации) являются главной силой этих революций. В отличие от политических партий они могут вполне официально финансироваться из-за рубежа.
Вскоре после революции Отунбаева опять ушла в оппозицию. Вернее, ее туда выдавил Бакиев путем обыкновенного "кидалова": он внес ее кандидатуру в парламент на утверждение в качестве главы МИДа, однако парламентарии (несомненно, ему же и подконтрольные) проголосовали против. Возможно, Бакиев сейчас сам проклинает себя за эту ошибку.
Но скорее всего их союз в любом случае был бы недолгим. Вряд ли Отунбаева, искренне исповедующая идеалы западной либеральной демократии, смогла бы стать экспортной витриной бакиевского режима. У нее остался один путь — в новую революцию.
Сейчас об Отунбаевой говорят как о компромиссной фигуре: по мнению экспертов, она единственная из киргизской политэлиты не связана ни с каким кланом. Хотя по рождению (она родилась в Оше) должна была бы принадлежать к южанам. Более того, она не раз публично выражала готовность начать полный демонтаж сложившейся в республике клановой системы, решительно бороться с коррупцией. Задача в условиях Центральной Азии кажется невыполнимой.
Главным недостатком нового президента Киргизии многие считают именно то, что она женщина: в Центральной Азии сильны патриархальные устои. Однако в сложной ситуации, в которой оказалась сегодня Киргизия, этот "недостаток" может обернуться достоинством. Остановить сползание страны к хаосу, прекратить межэтнические столкновения и погромы, успокоить людей — возможно, для этого нужна именно женщина. Которая, как это не раз бывало в истории киргизов, бросит платок на землю между готовыми сойтись в кровавой схватке воинами.
«Московский Комсомолец»