Заявление лидера «Алги» Владимира Козлова о его готовности выдвинуть свою кандидатуру на пост президента наделало много шуму. При всех различных оценках этого хода есть нечто, с чем, видимо, согласятся многие, – ощущение, что в комнате со спертым воздухом открыли форточку, и пахнуло свежим воздухом.
Воздухом настоящей политики — бескомпромиссной, жесткой и прямой. Когда дерзко звучит «Иду на Вы» — это вызов. А такая политика нравится всем, и дерзнувший сказать так уже за одно это достоин уважения. Однако оставим эмоции — они хороши, но толку от них мало. Прежде бы не мешало разобраться, что из этого может получиться.
Начнем с вещей очевидных. Первое: Владимира Козлова до президентских выборов в любом случае не допустят. Это, так сказать, уже в ранге аксиомы. Тем, кто питает смутные надежды «мол, а вдруг», напомню эпопею нерегистрации партии «Алга», которую Козлов возглавляет. Так вот, партию не регистрируют потому, что боятся участия этой партии в парламентских выборах. И это для «Ак орды» настолько принципиально, что ради этого власти готовы находиться под постоянным шквалом критики со стороны международного сообщества.
Неужели кто-то допускает, что если в парламент нельзя, то в президенты можно? Так не бывает. Партия «Алга» вообще, а Владимир Козлов в частности в казахстанской политике по определению персоны нон-грата. Так что вопрос о возможности выдвижения и участия в выборах отпадает однозначно. Как именно отсекут лидера «Алги» от выборов, не столь важно — либо повторят схему с выявлением «недобросовестного» проведения сбора подписей, либо «зарежут» на экзамене по казахскому языку. В наших условиях это вопрос чисто технический — сделают и не поморщатся.
Так что вопрос, могущий стать главной интригой выборов: сколько проголосуют за Козлова (а эта цифра означала бы тех, кто против Назарбаева) — отмирает сам собой. Никто никому не даст за него голосовать. Жаль, конечно, но на войне как на войне.
Другой момент. Выдвижение, даже в «пустоту», позволяет много чего сделать. Во-первых, провести вполне легитимно широкомасштабную антиназарбаевскую кампанию — когда еще представится такая возможность. Во-вторых, в ходе сбора подписей появляется возможность сагитировать всех уставших от Назарбаева на участие в протестной акции в день выборов: скажем, акция «Унеси бюллетень с собой».
В-третьих, понятно, что процесс сбора подписей будет сопровождаться массовыми препятствиями этому со стороны административного ресурса (наши власти без этого не могут по определению). А широкая огласка всех случаев «выкручивания рук» будет способствовать формированию общей атмосферы недоверия к итогам выборов как внутри страны, так и за рубежом. Так что само по себе включение административного ресурса, если его подать как то, что Назарбаев (или его ставленник) боится проиграть, будет формировать в общественном мнении интригу противостояния Назарбаева и оппозиции в лице Козлова.
Причем чем больше будет препятствий, чем жестче будет прессинг против активистов и агитаторов, тем мощнее будет интрига. Так что, думаю, игра стоит свеч. Тем более что пока не понятно, кто именно будет претендовать на пост президента — сам Назарбаев или все-таки его ставленник.
..Кстати, Минюст уже третий год никак не может зарегистрировать «Алгу» в качестве партии. Похоже это уже не столько проблема «Алги», сколько самого Минюста, который из-за своей упертости выглядит откровенно смешно. Странно получается — на бумаге «Алги» вроде и нет, а в жизни она есть, чего не скажешь о большинстве зарегистрированных Минюстом партий. Значит, проблема не в регистрации, не в юридическом статусе, а в чем-то другом? Видимо, партия — это прежде всего люди, их взгляды, мнения, их принципиальность и твердость. А все остальное — либо от лукавого, либо... чиновники придумали.
Источник: Газета "Голос Республики" №37 (168) от 29 октября 2010 года