Бесконечно долго держать людей в социальном рабстве и информационной изоляции не получилось ни у одной страны социалистического лагеря.
Бесконечно долго держать людей в социальном рабстве и информационной изоляции не получилось ни у одной страны социалистического лагеря.
Мой взгляд случайно упал на анонс телефильма о юбилее падения Берлинской стены на канале НТВ. В кадре Владимир Путин, уверенно и абсолютно здраво рассуждающий о том, что разрушение стены было неизбежным и закономерным, а существование двух разделенных Германий не имело исторической перспективы. Он же, помнится, выражая точку зрения большинства обывателей и, несомненно, свою собственную, заявлял о распаде СССР как о «крупнейшей геополитической катастрофе ХХ века». Разумеется, не называя этот распад закономерным и не отказывая существованию Советского Союза в исторической перспективе.
Российская власть, не говоря уже о российском обществе, до сих пор не связывает разрушение Берлинской стены с распадом СССР в единую логическую цепочку.
А если и связывает, делает это абсурдным образом, полагая, что советское руководство могло каким-то чудодейственным образом (видимо, как обычно, с помощью наших единственных союзников — армии и флота) предотвратить объединение Германий.
Между тем объединение Германий и распад Союза — части общего и, главное, совершенно закономерного процесса — краха неэффективной квазисоциалистической модели государства, противоречащей самой природе человека и повсеместно подкрепленной аморальными политическими режимами разной степени репрессивности.
В России долго звучали и порой звучат до сих пор голоса, обвиняющие Михаила Горбачева и тогдашнего советского министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе чуть ли не в предательстве за то, что они, дескать, позволили разрушить стену и вывели группировку советских войск из Германии. При этом у нас сейчас вообще мало кто понимает, о чем идет речь.
Вот данные свежего социологического опроса ВЦИОМ. Менее четверти россиян (24%) знают, что Берлинскую стену возвели ГДР и СССР, чтобы предотвратить бегство немцев из «социалистического рая» Восточной Германии в «капиталистический ад» Германии Западной, ФРГ. 10% уверены, что это сооружение было создано по инициативе Германии, жителей Берлина, 6% полагают, что это было делом рук «западных союзников», ФРГ, а согласно убеждениям 4% опрошенных, разделение Берлина было двусторонней инициативой СССР и союзников. 58% россиян не знают, кто принял решение о постройке этого сооружения. Смысл создания Берлинской стены — укрепление позиций СССР, защита коммунистического режима от влияния Запада и предотвращение массовых побегов — правильно понимают 24% россиян. Вторая по популярности точка зрения: Берлинская стена стала проявлением «холодной войны», переделом зон влияния (19%). Среди прочих мнений – препятствие конфликтам, началу новой мировой войны, возрождению фашизма (4%), форма границы между двумя государствами (3%). Ровно половина респондентов просто не знают, зачем возвели Берлинскую стену.
У россиян нет адекватной картины истории своей страны в ХХ веке, из-за чего власть пока может вешать им на уши лапшу совершенно безнаказанно для себя.
ГДР была более развитой социалистической страной, чем Советский Союз, с менее жестокой властью и более высоким уровнем жизни. Но под боком у нее был слишком яркий пример другой жизни — «капиталистическая» ФРГ. Причем не только разделение германских семей как следствие передела мира Советским Союзом и Западом после победы над гитлеризмом во Второй мировой войне стало причиной того, что восточные немцы рвались на запад Германии. Западные ведь не рвались на Восток. Берлинская стена, где перебежчиков расстреливали, где их убивали электрическим током, возводилась от попыток бежать из ненормальной жизни в нормальную. Жертв этой стены неизмеримо меньше, чем покрошила собственных граждан советская власть. Но все эти жертвы, как и судьба двух Германий и Советского Союза, говорят об одном и том же:
бесконечно долго держать людей в социальном рабстве и информационной изоляции не получилось ни у одной страны социалистического лагеря, включая лагерного «пахана» — СССР.
Можно фальсифицировать выборы, блокировать от людей объективную информацию об окружающем мире, внедрять в головы обывателей образ внешнего врага, якобы не дающего наладить полноценную жизнь внутри родной державы. Нельзя фальсифицировать жизнь. Поэтому кончаются все подобные попытки неизменно одинаково — распадом этих иллюзорных держав, где власть считает население подручным человеческим материалом, а не единственной движущей силой созидательного развития.
Советский Союз, как и Берлинскую стену, разрушили не козни внешних врагов, а народ, точнее, массы людей, которые устали жить в тотальном вранье и безнадежной нищете.
Власть и население в какой-то момент просто перестали существовать в общем политическом, социальном и культурном пространстве — дистанция между ними достигла размеров пропасти, и в эту пропасть провалились как маленькая ГДР, так и «Союз нерушимый республик свободных».
Когда российская власть с подачи того же Владимира Путина упрямо пытается реставрировать элементы советского изоляционизма, упоенно ссорится со всем миром и опять разыгрывает карту внешнего врага, она должна понимать: мы снова строим стену, которая неизбежно будет разрушена изнутри. А «на обломках самовластья» напишут совсем другие имена – не те, что постоянно мелькают в сегодняшних выпусках новостей и политических документальных фильмах официальных российских телеканалов.
Семен Новопрудский –
Заместитель главного редактора газеты «Время новостей»
Газета.ru