Featured

К вопросу о военной базе США в Казахстане

«Questions Critiques»: Соединенные Штаты танцуют более убыстренное танго со Средней Азией и Казахстаном

 

 

Специалисты ГРУ доказали, надо полагать, в очередной раз то, что их структуру не зря считают глазами и ушами Генерального штаба вооруженных сил России. О чем речь? Поговорим об этом по порядку.

16 декабря 2008 года, когда Астана была занята празднованием 17-ой годовщины объявления государственной независимости и готовилась принять встречу глав стран СНГ, международное информационное агентство «The Associated Press » распространило – «Russia claims US plans new bases for Central Asia» - по всему миру заявление начальника Генерального штаба ВС России, генерала армии Николая Макарова.

Речь у одного из высших должностных лиц в военном ведомстве РФ шла об озабоченности руководства РФ тем, что «Соединенные Штаты … согласно нашей информации, планируют создать» военные базы «в Казахстане и Узбекистане». Надо заметить, что в длительной истории России крайне редки случаи, когда руководители Генштаба выступали публичными заявлениями. Тем более – политическими на международную тему. Так что заявление Н.Макарова, надо полагать, говорило о том, что Москва тогда чрезвычайно озабочена американскими планами по созданию баз в Узбекистане и Казахстане.

 

 

И вот теперь появляется информация, которая подтверждает, в известной мере, обоснованность ее тогдашней чрезвычайной озабоченности. Во всяком случае - в части, касающейся Узбекистана. О создании американских военных баз вроде как пока речи нет. Но…

 

Впрочем, посудите сами обо всем этом по следующей цитате из аналитического материала М.К.Бхадракумара, который – «Les Etats-Unis dansent un tango plus rythmé en Asie Centrale» - был опубликован 29 августа франкоязычным изданием «Questions Critiques» со ссылкой на «Asia Times Online»: «Подписание военного соглашения между Соединенными Штатами и Узбекистаном в прошлый четверг в Ташкенте между главой Центрального командования Соединенных Штатов, генералом Дэвидом Петреусом и узбекским министром обороны Кабулом Бердиевым феноменальным образом модифицирует геополитическое позиционирование Узбекистана».

 

Такую оценку подписанному в узбекской столице договору дает человек, который в вопросах международной политики хорошо разбирается и просто так в связи с ними удивляться чему-то не станет. Посол М.К. Бхадракумар, как представляет его «Asia Times Online», а вслед за ним «Questions Critiques», «прослужил в качестве карьерного дипломата в индийских внешних службах в течение более 29 лет» и среди стран, куда его направляли, были Советский Союз, Южная Корея, Шри-Ланка, Германия, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турция». В общем, опыта ему в этом смысле не занимать. Тем не менее, он, обращаясь к теме подписания вышеназванного военного соглашения, говорит о феноменальной модификации геополитического позиционирования Узбекистана, которую-де оно порождает.

 

Но возможность таких изменений во внешней политике официального Ташкента, сколь бы феноменальными они сейчас ни казались, были публично предсказаны главой генштаба ВС РФ, который при этом, по-видимому, опирался на сведения специалистов из ГРУ, еще в декабре прошлого года. Одним словом, обеспокоенность руководство РФ, о котором говорил тогда генерал армии А.Макаров, оказалась уместной, во всяком случае, касательно Узбекистана. Российские официальные лица своевременно подняли об этом вопрос, так что теперь их им укорять себя в прежней беспечности не придется. Тут вот что обращает на себя особое внимание. Сейчас россияне напоминают в некотором роде того, кто, обжегшись на молоке, дует на воду. Приведем всего лишь один пример.

 

В 2002 году, когда авиабазы США и других стран НАТО уже существовали в Кыргызстане и Узбекистане, тогдашнему президенту РФ Владимиру Путину как-то публично один из журналистов задал вопрос о том, как же официальная Москва расценивает укрепляющееся сотрудничество оборонного ведомства Грузии с американскими военными. Речь тогда шла о том, что в эту закавказскую республику должны были прибыть военные инструктора из США с целью обучения местных военных.

 

Тогда на вопрос журналиста В.Путин ответил совершенно спокойно: Что нам тревожиться из-за прихода американских военных в Грузию, если в Центральной Азии у тех уже имеются свои базы?! Мол, если центрально-азиатские республики могут допустить к себе американских военных, почему нельзя делать то же самое Грузии?! А в декабре 2008 года реакция, как видите, оказалась совсем другая.

 

Все дело, надо полагать, в том, что в этом случае речь шла о возможном приходе американских военных не только в Узбекистан, но и в Казахстан. В один, подчеркнем, из двух самых близких России в военно-политическом и экономическом отношении государство постсоветского государства. Казахстан, кстати сказать, состоит во всех международных организациях, состоящих преимущественно из исключительно или преимущественно из постсоветских стран, включая ШОС, и инициировавшихся России. Даже Белоруссия не во всех из них состоит. А Казахстан – это как бы самый верный и надежный постсоветский партнер России.

 

 

И Москве сейчас, после того, как выраженные ее представителем в декабре прошлого года опасения от относительно двух крупнейших центрально-азиатских государств стали сбываться в части, касающейся Узбекистана, приходится, наверное, быть вдвойне внимательной в отношении Казахстана. Ведь генерал армии А.Макаров не зря называл в декабре прошлого года и Казахстан. Неизвестно, что именно послужило основанием для его тогдашнего выступления.

Но раз это самое «что-то» оправдало себя в отношении Узбекистана, какая есть гарантия тому, что история не повторится и в случае с Казахтаном?!

 

 

Обзор иностранной прессы c А.Тажутовым

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details