Казахстан ничего не сделал для того, чтобы выйти из кризиса. Наша экономика настолько мизерна, что мы не можем творить даже собственную судьбу в столь тяжелое время.
Казахстан ничего не сделал для того, чтобы выйти из кризиса. Наша экономика настолько мизерна, что мы не можем творить даже собственную судьбу в столь тяжелое время.
Нынешний год, по мнению многих, должен во многих смыслах стать показательным. Те результаты, которые мы получим через пару месяцев, помогут нам разобраться в том, каких успехов наша страна добивается в нелегком деле преодоления мирового финансового кризиса. Впрочем, некоторые аналитики уже сегодня могут сделать определенные выводы об эффективности принимаемых правительством мер. И зачастую эти выводы неутешительны. На наши вопросы ответил бывший депутат парламента, известный в стране экономист Валентин Макалкин.
- Валентин Иванович, как вы оцениваете текущий экономический год в Казахстане? Добились ли мы каких-то успехов в преодолении кризиса?
- Приходится констатировать, что хвастаться нам особо нечем. Дело в том, что не мы являлись основным провокатором кризиса и не нам со своей мизерной экономикой вытаскивать мир из этого кризиса. Если бы мы в свое время не произвели деиндустриализацию и не развалили бы сельское хозяйство, мировой финансовый кризис не ощущался бы нами столь остро, а его последствия не были бы столь тяжкими, как сегодня. Если же будут улучшения – они пойдут параллельно с улучшением общемировых тенденций. Как говорится, семь лет мак не родил, а голода не было. Это как раз о нашей экономике в мировой системе отношений. Зашевелилось в мире – шевелится у нас. Собственно наших усилий прилагается недостаточно, да и то, в большинстве своем они абсолютно неадекватны.
- В чем же заключается их неадекватность?
- Дело в том, что мы только «играем в деньги». Переливаем их из пустого в порожнее. Государство ведь ничем заниматься не хочет, считая, что достаточно создать необходимые условия, а бизнес и рынок все сделают сами. Ничего они не сделают. Потому что бизнес будет заниматься только теми проектами, которые приносят много прибыли и сразу. И в чем там нуждается экономика страны, бизнесменов не очень-то интересует. Вот у нас господствует мнение о том, что рынок все отрегулирует. Утверждение это совершенно нелепо. Сегодня у нас привыкли оперировать постулатами: «План – для коммунизма, рынок – для капитализма». Но план и рынок – это экономические инструменты, а не политические. Так же, как топор и коса – инструменты технические, а не политические. И у каждого инструмента своя эффективность в своем сегменте. Маркс показал в свое время, что рынок сам по себе ничего не решает. Оттого циклично повторяются все эти кризисы. Опыт Советского Союза показал, что только план тоже ничего не решает, хотя уже в то время существовали амортизаторы в виде, скажем, потребительской кооперации. План и рынок совместно использовались еще в периоды строительства египетских пирамид, римских акведуков и Колизея. В царской России были частные и государственные железные дороги – частные ветки шли там, где не нужно было «длинных» денег, где оборот средств был более быстрым. И у нас бизнесмены будут работать там, где выгодно и так, как выгодно. Какие государственные интересы? О чем вы вообще говорите?
- То есть, по вашему мнению, Казахстан ничего не сделал для того, чтобы выйти из кризиса?
- Абсолютно ничего. Наша экономика настолько мизерна, что мы не можем творить даже собственную судьбу в столь тяжелое время.
- Какие наиболее значимые отрицательные события произошли в нынешнем году?
- Какое-то конкретное событие назвать тяжело, потому что речь идет о комплексе проблем. Главное, что наиболее принципиально, не был изменен подход для решения экономических проблем. Хорошо хоть признали, что нам нужна индустриализация, желательно с внедрением инноваций. Но пока государство в раздумье: стоит ли брать на себя такую ответственность, ведь речь идет, в том числе и о таких сложных вещах, как, например, подготовка собственных кадров. Ведь за два десятка лет мы растеряли всех специалистов, все техническо-инженерные кадры. А без этого никакая индустриализация, да еще и с инновациями, невозможна. К сожалению, мы похоронили науку, проектно-технологические знания. Эта идея провалится, также примерно, как провалилась программа «30 корпоративных лидеров». И успехов можно добиться только в случае изменения системного подхода. Вот сейчас провозгласили «Дорожную карту». Схема развития и размещения производительности – идея хорошая, но здесь нужны схемы отраслевые и региональные, дабы собрать производство в единый кулак. Однако, ими никто не занимается. Получилось как всегда у нас – давайте, сделаем, ребята! А есть ли для этого возможности, инфраструктура, кадры – об этом никто не думает. Следовательно, проект изначально мертворожден и в итоге обречен на провал.
- Неужели ничего положительного нашим правительством предпринято не было?
- Я часто привожу пример Александровского централа – самой страшной тюрьмы в царское время. Находилась она в Сибири и заключенных там заставляли заниматься бесполезной работой – замащивать мостовую, а затем размащивать. И так до бесконечности. Сталинские лагеря в этом смысле были более гуманными – люди хотя бы видели результаты своей работы. Так вот, некоторые наши проекты убивают своей бесполезностью. Например, после развала Союза все крупные хозяйства фермеризировали. А это глупость несусветная. Теперь опять укрупняют. Замащивают, размащивают и опять замащивают... Хотя фермерство и имеет право на существование, пусть и не повальное. Допустим, любите вы есть зелень круглый год. Вас обеспечивает фермер – у него теплицы, пленка, открытый грунт. Или, любите парное молоко. Вас тоже обеспечит фермер со своей дюжиной коров. А вот для переработки большого количества овощей или производства масла и сыра, нужны крупные механизированные хозяйства.
- Каков ваш прогноз на следующий год?
- Я полагаю (и полагал еще год назад), что в четвертом квартале текущего года и в первом квартале следующего начнутся какие-то улучшения. Однако темпы выхода из кризиса могут быть совершенно разными. Мне кажется, что (несмотря на то, что Обама не придумал ничего лучше, чем опять печатать деньги), Америка предложит более корректную схему выхода из пике. Но пока они ничего еще не предложили. Выход можно найти за счет укрепления региональных валют – тогда дела пойдут гораздо быстрее. А если по-прежнему уповать на доллар, то в дальнейшем мир опять может тряхнуть очередной финансовый кризис.
- А что же будет с казахстанцами? Их доходы будут продолжать падать?
- А вот здесь настоящие качели. И здесь все зависит от государства. Оно должно всеми возможными способами создавать новые рабочие места, пусть даже люди будут работать на дому. Не нужно давать рыбу, нужно дать народу удочки. Я вот выступал уже не раз с предложением о газе. Дело в том, что сегодня мы тянем вторую газовую ветку на Китай. При этом наши Северные, Восточные и Центральные регионы не имеют сетевого газа. А что если финансировать не банки второго уровня, а хотя бы этот проект? Загрузить металлургию, строительство, обеспечить регионы нормальными бытовыми условиями, создать новые рабочие места, позаботиться об экологии. А в дальнейшем – не возить уголь на грузовых машинах, а использовать собственный газ. Но этого не делается. Конечно, гораздо выгоднее и легче снабжать газом китайцев...
DIALOG.KZ