Венские уголовные власти годами никак не могли начать уголовное дело против Рахата Алиева. Потом на них надавил последний премьер-министр ГДР и тяжеловес -христианский демократ из Европарламента, причем успешно.
Брюссель. Закрытая переписка между Берлином, Веной и Брюсселем придала динамики «казахскому делу». Совместные усилия двух влиятельных политиков из Христанско- демократической партии подвигли австрийские власти после долгой оттяжки все же открыть расследование по поводу обвинений Рахата Алиева, бывшего казахского посла в Вене, в совершении убийства.
21 марта этого года в офис Вивьен Рединг, вице-президента Европейских комиссий, занимающейся вопросами юстиции, права и гражданского общества, поступил документ на шести страницах. Он был отправлен из юридической фирмы «Кергель, де Мезьер и партнеры», расположенной в Берлине на Шоссештрассе.
«Европейский союз – прибежище для тех, кто нарушал права человека?» - так поставил вопрос Лотар де Мезьер, последний премьер-министр ГДР и одновременно – первый, который получил этот пост благодаря свободным выборам. Де Мезьер выдвинул тяжелые обвинения в адрес и Алиева, и Австрии. «Европа совершенно справедливо гордится тем, что ее законы предоставляют убежище жертвам политических преследований, - провозгласил член партии ХДС. – Но государства ЕС также становятся убежищем для диктаторов, членов их семей и подручных». Алиев в 1999 г. С помощью пыток принуждал к даче ложных показаний телохранителя одного из соперников многолетнего президента Нурсултана Назарбаева. При этом Алиев собственноручно пытал своих жертв.
Почти в это же время на этот случай обратил внимание Эльмар Брок, влиятельный представитель партии ХДС в Европейском парламенте. Не может такого быть, чтобы те, кто грубо нарушал права человека, могли беспрепятственно скрыться на территории ЕС. В начале июля газета «Ди Прессе» попыталась узнать, кто обратил внимание Брока на этот экзотический случай. «Разве я должен отвечать?» - так звучал ответ Брока. Одна адвокатская фирма попросила его продвинуть это досье.
Такая стратегия принесла успех: в тот же день, как были получены документы из Берлина, комиссар Рединг отправила письмо тогдашнему министру юстиции Австрии Клаудии Бандион-Ортнер (Австрийская партия свободы). В нем комиссар попросила разъяснений по поводу «образа действий австрийских властей» в отношении того, кто нарушал права человека и теперь находится в Австрии. Этот случай вызывает вопросы не только у депутатов Европейского парламента, но и у чиновников Европейских комиссий.
Дальше все пошло быстро: Вена попыталась оправдаться тем, что Алиева, якобы, невозможно найти. Рединг была этим слегка раздражена и попросила нового министра юстиции Беатрикс Карл объясниться. И тут же неожиданно в Вене начали расследование.
«Ди Прессе», Вена. 20 июля 2011 г.
Оливер Гримм, корреспондент
© DiePresse.com