Видимо, чтобы поставить точку в истории с пожизненным президентством, Маулен Ашимбаев сообщил, что “в Ак Орде такой вопрос не стоит”. Все что было – это личные заявления людей, которые таким образом выражают поддержку Нурсултану Назарбаеву. “Я пока не увидел факторов, требующих изменения Конституции”, - заявил заметитель руководителя администрации президента.
“У кого ум не соответствует возрасту,
тот испытывает все несчастья своих лет”.
Вольтер
“Акцент перенесен с демократизации на дееспособность государства”, - сообщил Маулен Ашимбаев, заместитель руководителя администрации президента, на Конгрессе политологов в Алматы. Говоря об этой модной тенденции в политической науке он сослался на Фукуяму. “Полуавторитарные азиатские политические системы, основанные на конфуцианских принципах – альтернатива демократическим системам”, - отметил г-н Ашимбаев, снова процитировав известного философа. Потом добавил: “От демократии не отказываемся”.
I-ый Конгресс политологов Казахстана был, аж в 2001 году. Однако организаторы – фонд “Альтернтива” при поддержке Министерства культуры и информации – не считают, что сейчас страна на каком-то переломе. Просто или денег не было, или организационных возможностей, а то и времени. Но вот все собрались. “Призываю к откровенному разговору. Думаю, что нам всем есть, что сказать”, - подчеркнул Нурлан Еримбетов, модератор мероприятия, на открытии встречи.
Маулен Ашимбаев в своем выступлении сообщил, что пока “стратификация общества вышла на качественно новый уровень” с одной стороны, а с другой происходит “стратегическая реконфигурация глобального политического и экономического пространства”, нет “ни одной работы из общественно-гуманитраной сферы, которая могла бы претендовать на государственную премию в области науки”.
“Сегодня, во всем мире идет переосмысление демократии”, - один из тезисов госуправленца. В сферу исследований политологов попала снижающаяся эффективность избираемых демокартических органов. Еще г-н Ашимбаев пожаловался на ангажированность политических комментаторов, которые “сознательно искажают происходящие в стране процессы”. Также он предложил создать специализированный политологический веб-ресурс, администрировать который могла бы, например, кафедра политологии КазНУ.
Ерлан Карин из “Нур Отана” “для себя не решил дилему, как участвовать в процессе принятия политических решений и сохранять независимость”. Потому что “главное требование к политологу – это объективность”.
“Много внимания уделяется второстепенным темам, потому что темы для дискуссий задаются политиками, а не политологами, - отметил г-н Карин. – Пожизненное президентство, поиск преемника – это тупиковые для дискуссии темы”.
Видимо, чтобы поставить точку в истории с пожизненным президентством, Маулен Ашимбаев сообщил, что “в Ак Орде такой вопрос не стоит”. Все что было – это личные заявления людей, которые таким образом выражают поддержку Нурсултану Назарбаеву. “Я пока не увидел факторов, требующих изменения Конституции”, - заявил заметитель руководителя администрации президента.
Руководитель “Группы оценки рисков” Досым Сатпаев заметил, что у него двоякое отношение ко II-му Конгресу: “Это сбор родственников на похоронах усопшего или консилиум врачей у постели небезнадежно больного?”. Он хочет надеяться, что все-таки второе. “Те болезни, о которых говорили на том Конгрессе, перешли в хроническую форму”, - вместе с тем подчеркнул г-н Сатпаев. Среди них “отсутствие профессионального пространства для взаимодействия политологов”; “пятая колонна” в лице липовых кандидатов и докторов политических наук – мощнейший удар по репутации политологии”.
Досым Сатпаев отметил, что когда чиновники несут наукообразную чушь о демократическом авторитаризме – это никому не приносит пользы. “Иметь ручных политологов, что носить часы без стрелок. Часы вроде бы есть, но проку от них нет”, – привел он образное сравнение.
Также г-н Сатпаев обратил внимание на то, что основная часть политологов Казахстана не знает английский язык, из-за чего в качестве посредника обращается к российской политологии: “Есть ли смысл учиться у ученика? Может лучше у учителя (Запада)?”.
С данным тезисом поспорил старший научный сотрудник КИСИ Константин Сыроежкин. Он заметил, что западные школы не имели дела с постсоветскими феноменами. И когда их рецепты механически используются на местной почве, они не дают объективного результата.
Потом Азимбай Гали обвинил г-д Сатпаева, Сыроежкина и ряд других исследователей в том, что они не знают казахского языка.
“Надо понять природу власти на постсоветском пространстве”, - подчеркнул Досым Сатпаев. Далее он предложил реальнее оценивать имеющийся потенциал: “Браться за то, что мы не осилим – это мы уже проходили”. Г-н Сатпаев сторонник идеи “Кодекса этики политолога”. Это документ не репрессивного характера, а моральных обязательств. С одной стороны он предполагает установление более высоких научных стандартов, а с другой повышение гражданской ответственности политолога.
“Докторизация чиновничьего аппарата” – я “за”. Но если чиновник, находясь на госслужбе, защищает докторскую диссертацию – когда он выполняет основную работу? - отметил Константин Сыроежкин. – Из личного опыта: “остепененные” чиновники не прислушиваются к мнению экспертов. Мы сами с усами – их позиция”.
“Политический транзит в Казахстане завершен”, - считает политолог Бурихан Нурмухамедов. Модель сложилась, но она столкнулась с вызовами. Главный из них – это обеспечивает ли она развитие? “Пока нельзя сказать, что обеспечивает”, - подчеркнул он.
“У нас кухнология, а не политология, - считает общественный деятель Сейдахет Куттыкадам. – Пока политические реалии не будут соответствовать открытой политической игре, политологии как науки не будет”.
Политолог Рустем Кадыржанов предложил создать организацию и платить членские взносы. Структурное оформление может пойти политологическому сообществу на пользу. “В идеале должен быть хороший авторитетный журнал, в котором было бы престижно печататься”, - поделился он своими соображениями.
Общественный деятель Кенесары Каптогаев выступил с требованием: унитарное государство – одна нация – один язык – одна религия. “В Казахстане один этнос с одной религией – это опасно”, - ответил на данное выступление г-н Ашимбаев. Он заявил, что государство поддерживает все этносы и все конфессии, которые работают в конструктивном поле. Что касается государственного языка, то в настоящее время акцент перенесен на систему образования. “Через 10 лет большинство населения будет разговаривать на казахском языке”, - заявил Маулен Ашимбаев и попросил в данном вопросе обойтись без излишней политизации.
ЗОНА.КЗ