Многие казахстан ские СМИ вслед за Елбасы радостно повторили новость о том, что решение о проведении саммита в Астане в декабре этого года принято. Однако, по мнению экспертов, эти заявления «чрезвычайно оптимистичны». Они полагают: ничто не указывает на подготовку к столь значимому мероприятию.
На днях Нурсултан Назарбаев сообщил о том, что 3 августа Совет министров иностранных дел государств — участниц ОБСЕ принял единогласное решение провести саммит этой организации 1—2 декабря этого года в Астане. Это заявление вызвало у нас, мягко говоря, удивление (см. подробнее материал «Назарбаев обошел Ислама Каримова?»). По сообщению нашего источника из дипломатических кругов, в то время, когда в Алматы проходила неформальная встреча министров стран — участниц ОБСЕ, минимум шесть государств, среди которых называют США, Германию и Францию, сомневались в целесообразности, необходимости или эффективности саммита в Астане.
Жесткую позицию занимал на тот момент и Узбекистан, официальные лица которого не только выразили сомнение, что такой саммит нужен, но и вообще пообещали дать ответ на просьбу Казахстана не раньше конца августа. Однако — в контексте заявления «лидера нации» — получается, что президент Узбекистана Ислам Каримов неожиданно изменил свое решение и согласился.
В связи с этим возникает сразу несколько вопросов. Например, что пообещал Нурсултан Абишевич своему узбекскому коллеге, чем его «подкупил»? Второй вопрос — действительно ли принято окончательное решение о проведении саммита в Астане? Ответы, как водится, искали у экспертов.
Каримову пообещали молчание?
По мнению эксперта Российского института стратегических исследований Аждара Куртова, «сам факт проведения саммита в декабре — это уже неполная победа Назарбаева». «Первоначально говорилось о том, что саммит должен пройти летом. Лето и декабрь в Астане — это две большие разницы. Декабрь — это лютый мороз, ветер... Обыграть ситуацию "красивой новой столицы" нельзя. Наверное, и это тоже оказало влияние на Каримова, который эти моменты прекрасно понимает».
Кроме того, полагает аналитик, на саммите не будут приняты принципиальные решения, которые позволили бы Назарбаеву «красиво сыграть роль миротворца, преобразователя ОБСЕ». «Фактически то, что предлагается, — это "дорожная карта" европейской безопасности, т.е. перепевы российских предложений по соглашению о евробезопасности. И вообще декабрь — это ведь конец председательства Казахстана в ОБСЕ», — напомнил Аждар Куртов.
Что касается предполагаемых договоренностей между Назарбаевым и Каримовым, которые могли бы повлиять на поддержку последним идеи проведения саммита в Астане, эксперт отметил: «Мне трудно предположить, что чем-то можно было "подкупить" Каримова — он как проводил свой государственный протекционизм во внешнеэкономической торговле, так и проводит, и его тематика, например, Таможенного союза не очень интересовала ни в 90-е, ни в 2000-е годы, мало интересует и сейчас».
Однако размен, по мнению политолога, все же мог быть, но в иной плоскости — например, в гуманитарной. «Все-таки площадка ОБСЕ и саммит вполне удобны для того, чтобы поднять вопрос о событиях на юге Кыргызстана и позиции Узбекистана, не поддержавшего своих этнических узбеков в этой трагедии. Критики Каримова могли получить площадку для упреков его в недемократизме, в антигуманитарной позиции. Отказ от будирования этой темы вполне мог стать "разменной картой". То есть Назарбаев мог дать уверения Каримову, что эти вопросы будут заблокированы со стороны председательствующего», — подчеркнул Аждар Куртов.
Таким образом, у Нурсултана Назарбаева были козыри в руках, чтобы заставить Ислама Каримова плясать под свою дудку. Однако у узбекского президента есть шанс отыграться, точнее, поступить в своей излюбленной манере — так, как ему кажется важным и нужным, а не так, как его принуждают.
Плод чрезвычайного оптимизма
А вот заместитель генерального директора ИАЦ МГУ Александр Караваев заявление Назарбаева о том, что решение о проведении саммита в декабре принято, вовсе поставил под сомнение.
«Последний саммит ОБСЕ проводился в 1999 году в Стамбуле. Там были приняты достаточно революционные решения. И если бы было принято решение провести такой саммит в Астане — первый за последние 10 лет — это было бы революцией», — уверен аналитик, о ней СМИ обязательно бы раструбили по всему белому свету. Однако этого не произошло.
Есть еще факты, которые позволяют поставить под сомнение заявление Нурсултана Назарбаева о том, что решение о проведении саммита принято. Например, как напомнил политолог, в предыдущие годы в других, более авторитетных европейских странах, которые в тот период председательствовали в ОБСЕ, подобных саммитов не проводилось, потому что просто-напросто не было повестки для такого рода мероприятия.
«Сбор лидеров ОБСЕ имеет место только в тех случаях, когда сформирована серьезная повестка. Например, новые документы, касающиеся безопасности в Европе, отношения РФ — НАТО, возвращение России в ДОВСЕ, какие-то принципиальные решения по отношению к Афганистану. Но такого мы не видим. Судя по заявлениям глав МИД и сообщениям в мировых СМИ, никакой подобной работы не проводится. Соответственно, говорить о саммите в Астане — как минимум чрезвычайный оптимизм», — считает Караваев.
Впрочем, может быть, СМИ не так поняли Нурсултана Назарбаева и речь идет вовсе не о полноценном саммите ОБСЕ? «В отношении ОБСЕ сформировалось такое мнение, что там должны обязательно решать глобальные проблемы и по существу. Поэтому все 10 лет ничего не проводили. И я не понимаю, о чем сейчас заявил Назарбаев — или речь идет не о встрече глав государств ОБСЕ в широком составе, а это будет некий междусобойчик? Некий усеченный состав из 5—7 президентов, которые потом скажут, что провели "саммит"? Но это будет выглядеть странно, и ОБСЕ на это не пойдет. Либо это будет "неформальный саммит", но это совершенно другой уровень», — недоумевал эксперт.
Далее Караваев отметил: «Саммит проводит не Назарбаев, не Каримов, а Обама — с лидерами стран ОБСЕ. На уровне и масштабе таких решений Каримов, его согласие или несогласие, выглядит мелко, он не может добавить что-то по существу "в копилку". Но даже если закрыть глаза на очевидные факты и поверить в то, что саммит ОБСЕ действительно пройдет в декабре в Астане и Каримов дал свое согласие, то это означало бы только то, что узбекский лидер "понимает, в какой игре он находится"», — подытожил эксперт.
Другими словами — решение министров иностранных дел о проведении саммита ОБСЕ в Астане в декабре этого года можно действительно только приветствовать, поскольку последнее слово в решении этого вопроса за Вашингтоном, который пока никак не отреагировал на оптимистичные заявления нынешнего председателя ОБСЕ, а это может означать, что его радость была преждевременной.
respublika-kz.info