К несчастью для человечества, современная цивилизация, упразднив рабство индивидуумов, сохранила порабощение целых народов; она порицает нарушение долга и чести в сфере личных отношений, но допускает это в отношениях между странами и народами.
Мустафа Камиль, египетский публицист и политик
То, что Ассамблея народа Казахстана, как обычно, будет полнаоваций, аплодисментов и «народных инициатив», было ясно заранее. То, что многие хотели бы, чтобы политическая стабильность в стране по-прежнему базировалась на одной-единственной личности, тоже известно и не ново. То, что депутаты парламента опять захотят обойти мнение главы государства о том, как бы еще сильнее продемонстрировать свои верноподданнические инстинкты, как это произошло с Законом «О лидере нации», тоже не новость. Новостью стала шутка главы государства, которому, для того чтобы продолжать радовать всех своей работой, недостает только «эликсира молодости». Впрочем, в условиях, когда давление со всех сторон постоянно возрастает, маскарад, которым, как маской, прикрывается поиск выходов из этого кризиса, действительно весьма неплохой выход.
«В стране реализуются Стратегии развития до 2030 и 2020 годов. Воплощение в жизнь этих программ мы видим только под вашим лидерством. В этой связи считаю важным поставить вопрос о продлении полномочий первого Президента, лидера нации, до реализации этих программ», - неожиданно разбудил почти уснувший зал на позавчерашней сессии Роман Ким, президент Ассоциации корейцев Казахстана, за которым будто бы недоставало тени ушедшего в лучший мир Владимира Владимировича Ни. Начавшие посапывать члены АНК подняли бурную овацию - из тех, что так простодушно помечаются в речах выступающих.
Впрочем еще больший восторг аудитории вызвала ответная шутка Нурсултана Назарбаева: «Заодно, может, тогда предложить эликсир молодости и энергии? Может быть, в Корее есть такие препараты? Я сказал, я согласен до 2020 года руководить, найди вот это мне».
Тут уж ладоней не жалел никто. Ни стар, ни млад, ни в тюбетейке, ни в косоворотке, ни депутат, ни чиновник. Очевидцы говорят, что только архитектурный гений Нормана Фостера, спроектировавшего пирамиду дворца Согласия, позволил зданию выстоять. Впрочем, врут, наверное. Но эффект шутки могли лицезреть многие казахстанцы, которые еще не изжили привычки следить за официальными новостями.
Тут надо напомнить, что шутка президента была вторым напоминанием о его позиции - не стоит вносить в Конституцию положение об особом статусе лидера нации, установленном одноименным законом, принятым, как известно, вопреки желанию Назарбаева, волевым усилием руководителей правительства и обеих палат парламента. Первым поднял этот вопрос также парламентарий - Анатолий Башмаков, который, по его словам, мог бы выступить с этой инициативой от себя лично, но решил через Ассамблею народа Казахстана.
Назарбаев попросил «не влезать» в Конституцию, но, судя по опросам парламентариев, проведенных нашими коллегами из КазТАГ, никто не против в очередной раз обойти мнение главы государства и внести в Конституцию то, что уже приняли в качестве закона. Вполне естественно, что такие настроения в АНК вызывают, мягко говоря, разочарование у тех, кого мы возглавили, то есть в ОБСЕ. Хотя эти слова были сказаны до того, как цвет нашего многоэтнического народа в очередной раз признался в любви своему лидеру, но абсолютно этому соответствуют. «Для перехода от тоталитарного режима к демократическому строю - 20 лет недостаточно. Надо еще продолжать работать. Иногда бывает досадно. Не все получается, как хотелось бы, - заявил глава центра ОБСЕ в Казахстане Александр Кельчевский в кулуарах «круглого стола», «Организация и проведение честных выборов: проблемы и пути решения». - Не примите это как критику самого президента. Это оценка нынешней ситуации. Здесь виноват не только государь. Виновато и общество, раз оно так пассивно себя ведет и не проявляет инициативы».
Он же ювелирно тонко (иначе и не скажешь) нашел слова для того, чтобы выразить свое отношение тому, что президент страны решил продолжать претендовать на место главы государства и дальше, после более чем двух десятилетий беспрерывного правления (с учетом советского времени). «Меня удивляет, когда говорят, что в богатой, интеллектуально продвинутой стране нет других кандидатов. Я полагаю, что есть много людей, которые находятся на уровне. И надеюсь, что судьба вашей страны не зависит от одного человека», - отметил он.
Видимо, именно этим словам парировал вышеупомянутый сенатор Башмаков, говоря: «Я сейчас не мыслю, чтобы произошла замена, потому что действительно в мире не все в порядке. Я в своем выступлении говорил: смотрите, в каком положении находится сегодня Европа, мы еще не можем гарантировать, что финансовый экономический кризис завершился... Сегодня может реализоваться теория Хантингтона о конфликте цивилизаций.
... Мне представляется, что нынешний президент здесь важен для Казахстана, а мы особая страна, мы особая территория, он просто необходим, как кислород, как воздух».
Сермяжная правда есть у обеих сторон - действительно бессменное пребывание одного человека на высшем посту редко приводит к тому, что страна становится более развитой, более либеральной. Обычно все происходит как раз наоборот, ибо власть имеет свои профессиональные «болячки», которые, в отличие от более распространенных специальностей, действуют не на физическое состояние личности. С другой стороны, как писал в прошлом номере «ДН» один из деятелей национально-культурных центров, Казахстан оказывается под все большим давлением со стороны тех, кто хотел бы вернуться к аббревиатуре из 4 букв, три из которых - «С».
Очень многое из того, что сегодня происходит в северной части Таможенного союза (присоединение к которому нашей страны - также вполне себе прозрачный знак), делается для того, чтобы вновь решать из архитектурного сооружения под названием Кремль и без оглядки на «нацменов». Тот факт, что это видно не только тем, чьи национальные «доли» в образовании и политике сокращаются прямо сейчас (например, в Башкортостане и Татарстане), но и тем, кто вроде бы сам решает свою судьбу, - вроде граждан Кыргызстана, пикетировавших посольство РФ под лозунгом «Путин, руки прочь от Кыргызстана».
«... СМИ Кыргызстана, России и зарубежные информагентства написали о том, что Москва пытается склонить кыргызских лидеров к коалиции, создать подконтрольное правительство, - говорит организатор акции, блогер и журналист Илья Лукашов (да, да, фамилия и имя написаны правильно!). - Эта тема горячо обсуждалась и на форумах, и на порталах Facebook и Twitter. Мы, участники обсуждения, спонтанно решили провести акцию, направленную против какого-либо вмешательства России в дела нашей страны».
«Многие общественные движения высказываются против политической проституции, но мы выступаем также и против политического сутенерства. Понятно, если бы лидеров партий не пригласили - они бы и не поехали. Некоторые российские политики воспринимают Кыргызстан как свою автономию и пытаются управлять им, как Коми-Пермяцким округом. Все помнят, насколько негативно восприняли переход КР к парламентской форме правления Медведев и Путин. Сейчас они крайне активно вмешиваются в важнейшие процессы, происходящие у нас. С чего вдруг? - вопрошает он. - Российское государство живет политическими амбициями 30-летней давности. Да, мы говорим по-русски, любим российское искусство и дружим с россиянами. Но это не означает, что Россия должна участвовать в политических делах Кыргызстана. Он может и должен решать их самостоятельно».
Не только Россия, но и другие «игроки» - США, КНР, ЕС - все пытаются сегодня влиять на то, какой будет завтра не только наша страна, но и весь регион Центральной Азии. Понятно, что местные власти пытаются как-то противодействовать этому, играть на противоречиях (это принято еще с Аблаевских времен), но делать это открыто - смерти подобно. Вернее, как показал пример Бакиева, чревато переворотом. Вот и используем маскарад.
Жаль только, что этот маскарад скрывает не только «реальную геополитику» Астаны, но также и реальную политику в Казахстане вообще, которая все больше и дальше отступает от гражданского общества. Но поступать так - все равно что не доверять оружие новобранцам: они, конечно, могут повернуть его не туда, но завтра, когда им в любом случае придется вступить в бой, это кончится тем, что они просто не сумеют его использовать.
Политика - это искусство невозможного, однако если в одном проекте должен быть только один художник, то в целой стране, если не возникнет целая школа (а желательно две или три, и чтобы они соперничали), все закончится... правильно - поисками эликсира молодости. Вот только в реальности люди могут растянуть свою жизнь только памятью и благодарностью народа, а не ассамблей или парламентов.
www.dn.kz