Сама социальная пирамида казахстанского общества несет в себе мину замедленного действия. В ней малочисленная верхушка, тоже маленький средний класс, чуть побольше протосредний класс, а все остальные, которых абсолютное большинство, находятся на грани выживания. При этом, за 18 лет общество сильно стратифицировалось и "нет одной общей идеи, которая всех мобилизует".
"В основе всех беспорядков лежит не бедность, а несправедливость", - привел высказывание Конфуция политолог Досым Сатпаев во время заседания дискуссионного клуба "АйтPARK". Последнее в уходящем году заседание было посвящено подведению итогов 2009-го.
Нурлан Еримбетов, модератор "АйтPARKа", поинтересовался у гостя причиной, по которой он дает комментарии от видов на урожай и до отношений с Китаем, от состояния элиты и до пробелов в идеологии. Досым Сатпаев объяснил это с одной стороны советским образованием, которое отличалось крайней широтой, а с другой тем, что многие вещи взаимосвязаны. "В нашей стране границы между экономикой и политикой практически нет. Многие чиновники те же бизнесмены, а бизнесмены для решения своих хозяйственных вопросов используют чиновников", - отметил политолог.
Гость дискуссионного клуба заметил, что в Казахстане такие номинации как "политик года" и "человек года" можно исключать, потому что в условиях отсутствия конкуренции нет альтернативы главе государства.
Когда коснулись темы Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси, то г-н Сатпаев подчеркнул, что сфера внешней политики – это монополия президента. Здесь Нурсултан Назарбаев практически все решает единолично. Эксперт согласен с мнением, что в формате Таможенного союза Казахстан начинает сдавать свои позиции как суверенное государство.
"Таможенный союз – чисто политический проект. Больше выиграла Россия. Для нее это плюс при конкуренции с Китаем", - отметил политолог. По его прогнозу, в перспективе за Казахстан будут бороться не Китай и США или Китай и Евросоюз, а Китай и Россия. "Динамика очень быстрая. Мы не знаем, что хочет от нас Китай, а он знает", - акцентировал внимание Досым Сатпаев. При этом в стране очень мало специалистов по гигантскому восточному соседу. Эту ситуацию гость дискуссионного клуба объяснил "деформацией научного пространства Казахстана".
Масса рисков связана с местной элитой и ее качественными особенностями. "Элита полностью деидеологизирована. Это тоже риск", - подчеркнул политолог. В ней нет настоящих коммунистов, либералов, националистов, социал-демократов. А на основе "распила бабок" невозможно консолидировать народ. Даже в условиях внешней угрозы консолидация элиты произойдет не полностью. В силу того, что "половина сразу смотается, потому что там у них все готово". "Элита по сути ничего нового не хочет. У нее желание сохранить статус-кво во всем", - отметил гость "АйтPARKа".
"90% времени высокопоставленных чиновников занимает проблема сохранения собственности, а 10% на государство не хватает", - заметил г-н Сатпаев. Сама социальная пирамида казахстанского общества несет в себе мину замедленного действия. В ней малочисленная верхушка, тоже маленький средний класс, чуть побольше протосредний класс, а все остальные, которых абсолютное большинство, находятся на грани выживания. При этом, за 18 лет общество сильно стратифицировалось и "нет одной общей идеи, которая всех мобилизует".
На просьбу модератора назвать успех власти в 2009 году гость "АйтPARKа" не нашел за что зацепиться. На вопрос о главном провале уходящего года назвал "процесс подготовки к председательствованию в ОБСЕ". "Был шанс показать, что мы иные – не использовали", - прокомментировал он.
Продолжается депрофессионализация государственного аппарата. Еще одна проблема страны – это отсутствие политиков. Вместо них есть политтехнологи, но это совершенно разные персонажи. На властном олимпе нет государственников (то есть людей, которые ставят интересы страны выше своих собственных).
Оппозиционные партии загнаны в угол на неудобном поле, из-за чего производят удручающее впечатление. "Лучше это, чем ничего", - все же отметил Досым Сатпаев. У оппозиции есть общая с властью "проблема упущенного времени". Поменялась сама энергетика политического процесса. Если в 90-ые годы были ажиотаж, активность, энергия, то сегодня болото, тишина и покой, изредка сопровождаемые чьим-либо кваканьем. Власть заявляет о неготовности народа к демократии и при этом не создает среду, которая бы повышала уровень демократической и правовой культуры.
Родившихся в 90-ые года, г-н Сатпаев называет потерянным поколением. Они без корней и вдобавок мир воспринимают не креативно. На это гостю дискуссионного клуба заметили, что молодежь 15-18 лет очень патриотична и верит в страну. Он же ответил, что когда эти люди подрастут и увидят везде наличие жестких потолков – будет озлобление.
Из кадровых решений для Досыма Сатпаева разочарованием года стало назначение Каната Саудабаева главой МИД. Дело в том, что посткризисный мир будет более жестким, а потому во главе внешнеполитического ведомства должна стоять совершенно иная фигура.
Политолог не верит в миф о безвольности и терпении казахского народа. По его мнению, он был разрушен еще в 1986 году. "Не существует безвольного времени, существует час "Х" - момент взрыва", - считает он. Определенная часть социума уже выходит на улицу, хотя цена протеста очень высокая. Люди помимо экономических требований заявляют и политические, что хорошо видно на примере движения "Казахстан 2012". "Революцию часто делают буквально десять тысяч человек. Нужно четко чувствовать политическую ситуацию", - подчеркнул г-н Сатпаев.
Зона.кз