Расшифровка радиопрограммы Радио Свобода "Время и мир", посвященной журналистике и цензуре в Казахстане.
Ирина Лагунина: Мы уже поднимали в нашей программе проблему того, что в Казахстане недавно были подписаны поправки к закону, приравнивающие Интернет-продукты к средствам информации. Но охота за ведьмами на этом не закончилась. Борьба с инакомыслием стала интригующей после того, как Генеральная прокуратура объявила о наказании людей за чтение книги бывшего зятя президента Назарбаева, а на днях стало известно об аресте первых 19 книг. Книги пытались ввезти через границу Казахстана, и это значит, что теперь багаж любого человека может быть досмотрен на предмет подрывной литературы. Что в этих условиях возможно делать? В минувший вторник Коалиция казахстанских неправительственных организаций "Казахстан - ОБСЕ 2010" в связи с принятием Закона о регулировании Интернета сделала заявление. О попытках казахстанских журналистов объединиться рассказывает Олег Панфилов.
Олег Панфилов: В разговоре принимают участие руководитель Общественного Фонда “MEDIALIFE” из Караганды Ольга Волкова и основатель Международного центра журналистики МедиаNet Адиль Джалилов, которого выбрали недавно руководителем нового объединения медиаорганизаций Казахстана.
Адиль, какая была главная цель для того, чтобы создать новую коалицию, для того, чтобы объединить медийные организации Казахстана?
Адиль Джалилов: Самая главная цель – это все-таки консолидация усилий гражданского общества и, в частности, медиийных организаций для того, чтобы попытаться более эффективно влиять на процесс законопроектные, законодательные, а также усилить межрегиональные связи, попытаться объединить силы журналистов Казахстана.
Олег Панфилов: Кстати, в Караганде недавно прекратило существование одно из самых популярных средств информации - местный телеканал. Ольга, каким-то образом медийные организации Караганды, журналисты могут как-то исправить эту ситуацию и вернуть этот популярный телеканал в эфир?
Ольга Волкова: На самом деле ситуация, которая произошла с телеканалом - беспрецедентная ситуация. Но все заключается в том, что на телеканал были направлены, как вы знаете, cms межнационального характера и из-за этого началась проблема телеканала. Сейчас уже вынесено судебное решение, и областной суд оставил решение первой инстанции в силе. Поэтому деятельность канала прекращается.
Олег Панфилов: Насколько возможно объединить журналистов вашей страны для того, чтобы они не выживали сами по себе, а каким-то образом все-таки стремились к развитию и созданию более качественных средств информации?
Адиль Джалилов: Мы посредством этого альянса казахстанских медиаорганизация попытаемся найти общий знаменатель. Потому что та политика наверняка властей, которая известна с древних времен, «разделяй и властвуй», она очень эффективная. И на самом деле нет ни одной организации, к сожалению, в Казахстане, которая бы объединяла самые разные организации, самых разных журналистов. Все абсолютно живут сами по себе и, естественно, властям очень легко действовать в таких условиях.
Олег Панфилов: Адиль, когда вы говорите о проблемах казахстанских журналистов, то наверняка есть несколько самых важных факторов, которые мешают развитию журналистики. Связаны ли они с плохим пониманием того, что из себя представляют качественные средства информации, связаны ли они, например, даже с отсутствием медиа-рекламы или рынка медиа-рекламы, связаны ли они с пониманием того, что такое свобода слова, с юридической безграмотностью? Какие основные проблемы у журналистов, с которыми вы пытаетесь что-то делать?
Адиль Джалилов: Это, конечно, кадровый дефицит, который ужасно ударил по всей экономике Казахстана и, естественно, по медиа отрасли. Сейчас, к сожалению, нет качественных кадров, многие из них уехали из страны, и это большая проблема, связанная с деградацией системы образования и так далее. Но есть еще проблема опять же разделения, деинтеграции по языковому принципу, казахи отдельно, русские отдельно и так далее. Но я думаю, что одна из самых важных проблем - это девальвация системы ценностей, девальвация демократической системы ценностей. Например, права человека сейчас в рейтинге в казахстанском обществе вряд ли входят в сотню, сейчас власть, деньги и так далее гораздо важнее для казахстанцев, чем основные права человека. И я так думаю, что посредством этого альянса будем стараться прививать журналистике ответственный и правовой, гражданский характер, чтобы те базовые принципы каким-то образом внедрялись и в программу вузов, и вообще в различные даже медиахолдинги, даже мелкие различные медиа-компании. Работая много и только сообща можем это достичь.
Олег Панфилов: Спасибо, Адиль. Вопрос Ольге Волковой: ваша организация одна из самых активных в Казахстане, находящихся не в столице, если считать, что Алма-Ата южная столица Казахстана, имеет этот официальный статус. В Караганде, достаточно большом городе, есть много средств информации, есть газеты, телекомпании, довольно много активных журналистов. Я видел своими глазами, как вам удается собирать всем вместе, допустим, участвовать в круглом столе, в обсуждении каких-то проблем. Значит ли это, что ваше участие в этой коалиции поможет передать ваш опыт для того, чтобы попытаться все-таки объединить то, что на самом деле трудно объединять в других республиках или в других странах бывшего Советского Союза. Журналисты очень плохо объединяются друг с другом. По вашему опыту, каким образом это возможно сделать?
Ольга Волкова: Спасибо большое, очень хороший вопрос. На самом деле одно из направлений для медиа-сообщества в Казахстане – это, конечно же, консолидация. Тот опыт, который есть в нашей организации, мы всегда говорим, что карагандинский регион один из самых активных, журналистское сообщество у нас очень активно развивается и готово к дальнейшему продвижению и повышению профессионализма. Поэтому, конечно же, это очень важно, что мы теперь, работая в партнерстве с медиа-организациями, конечно, постараемся передать тот опыт, который есть у нас. И очень прекрасный опыт партнерства начал осуществляться с момента, когда мы начали выполнять совместные проекты. У многих медийных организаций Казахстана, которые вошли в этот альянс, были партнерские проекты и благодаря хорошей партнерской работе они имели опыт реализации. Ярким примером является наш проект по саморегуляции средств массовой информации, который мы начали развивать в Карагандинской области, как вы знаете, при поддержке ОБСЕ и сейчас мы при поддержке Фонда Сорос Казахстан по всему Казахстану совместно с нашими партнерами развиваем тему саморегуляции и этики. Это очень эффективно и находит хорошие результаты. В целом хочется сказать, что в идеале, конечно, будет очень хорошо и очень здорово, если наше журналистское сообщество не каждого региона в отдельности, а в целом будет профессиональным, консолидированным и тогда это нам позволит уже решать многие проблемы СМИ на конструктивном, важном уровне.
Олег Панфилов: Да, но когда вы говорите о том, какие у вас есть планы, то нельзя не вспомнить, что в Казахстане было несколько попыток подобных объединений – это и Союз журналистов Казахстана, который вроде бы пока еще существует, это и Конгресс журналистов Казахстана, который возглавляет Далига Назарбаева, дочь президента страны. Чем, как вы думаете, может отличиться ваша работа от того, что создавала дочь президента?
Ольга Волкова: Думаю, что объединений, альянсов может быть очень много. Что касается нашего альянса сейчас, который мы действительно поддерживаем, активно развивать, это работа, которая проверена временем. То есть это не спонтанное решение, что мы сегодня собрались и решили, что надо объединиться, делать какие-то проекты, ни в коем случае. Это идея, которая вынашивалась многими медийными организациями очень долгое время, и мы к этому пришли не сразу. Мы проверили нашу работу, наше возможное взаимодействие, эффективное взаимодействие на конкретных примерах работы. И в результате, когда мы все это обсудили, мы поняли, что работать вместе не только можно, но и нужно, и это повышает эффективность и географию реализации важных общественно-значимых проектов.
Олег Панфилов: Спасибо, Ольга. И тот же самый вопрос с некоторыми уточнениями Адилю Джалилову. Противостояние власти возможно ли после того, как вы официально зарегистрируете свою новую организацию, эту коалицию? Будет ли некая ревность у той же Далиги Назарабаевой к новой организации?
Адиль Джалилов: Ревность – это не исключено. Риски мы предусмотрели. Как говорит Ольга, долго шли к этому, мы два года обсуждали, подсчитывали, просчитывали и готовились. Мы просчитали все возможные риски, угрозы и так далее. Но главное отличие, на мой взгляд, еще будет в том, что в отличие от попыток предыдущих, наша организация не заточена на отдельную личность или на отдельную партию. Мы совершенно осознанно диверсифицируем руководство, у нас сменное председательство и так далее. То есть мы создаем организацию не под какие-то политические цели, не под партию, не под человека. И таким образом мы обезопасили ее от так называемого человеческого фактора. Это профессиональная организация, профессиональное объединение. И мы надеемся, что мы сможем избежать ревности так называемых конкурентов, когда они убедятся в том, что наша организация будет более эффективная, чем предыдущие попытки, возможно, они войдут тоже в этот альянс, и мы будем только рады партнерству, если это будет отвечать гражданской позиции всех членов нашей организации. Кстати говоря, я бы хотел сказать, что, узнав о создании нашей организации, уже несколько авторитетных журналистских организаций попросились в члены этого созданного альянса. На мой взгляд, это хороший показатель.