Министр внутренних дел Казахстана предложил отказаться от дорожной полиции и сделать всех полицейских универсальными. Кстати, в России тоже собираются реформировать полицию. Планируется урезать полномочия МВД в части административного выдворения иностранцев и лиц без гражданства, проведения техосмотра автомобилей и контроля за медвытрезвителями.
Понятно, что реформа МВД как в России, так и в Казахстане давно назрела — нынешнее состояние правоохранительных органов никого не устраивает. Не устраивает уже давно — так что это проблема далеко не первой свежести, вопрос реформирования полиции (милиции) периодически ставится в повестку дня. Однако каждый раз все заканчивается либо перетряской кадров, либо принятием очередного программного документа, о котором через некоторое время все забывают. Короче, реформирование правоохранительных органов, как и борьба с коррупцией — это тема для постсоветского пространства вечная и неразрешимая.
Нынешний всплеск внимания к реформированию МВД, на мой взгляд, имеет свою специфику — это во многом вызвано успехами реформирования правоохранительных органов в Грузии. Дело в том, что при всем откровенно негативном отношении ко всему грузинскому в России и негласном замалчивании происходящего там в Казахстане грузинская реформа МВД оказалась настолько успешной, что не замечать этого уже сегодня просто невозможно. Успехи очевидны, реальны и достигнуты в кратчайшие сроки.
Напомним, что грузины в этом вопросе поступили очень радикально — они начали с масштабной чистки МВД. Логика реформирования строилась на понимании того, что погрязшие в коррупции кадры в принципе не могут работать по-другому. Работали под негласным лозунгом: новое — с новыми людьми. Было уволено более 80% сотрудников МВД, а такое подразделение, как дорожная полиция, вообще ликвидировали. Учредили принципиально новую структуру, в которую набрали людей, не связанных с работой в правоохранительных органах. Была создана универсальная полиция с широким спектром действия — полицейский патруль.
Соответственно, обучали их американские инструкторы, прививая свои заокеанские стандарты в деле обеспечения порядка. Одним словом, в Грузии наплевали на ментальность, традиции, опыт старой советской милиции — решили работать по-новому. Сегодня, по прошествии пяти лет, работа этой новой полиции получила самую высокую оценку грузинского общества — полиция пользуется доверием более чем у 80% населения. Работа в полиции — одна из самых престижных.
Успехи в деле обуздания преступности отмечают все, включая международных экспертов. У Грузии получилось сделать, то что у других не получается вот уже двадцать лет. Это сегодня факт, который вынуждены признать все, даже россияне. И как не признать, если только в Грузии из всех стран СНГ полицейские не берут взятки. Для постсоветского сознания это фантастика, но она реализована в Грузии.
Понятно, что на фоне этого грузинского прорыва все попытки реформирования МВД в России и Казахстане выглядят очень ущербно. Видимо, это подталкивает сегодня власти России и Казахстана что-то делать в этом направлении. И они, как мы видим, всерьез думают, как им повторить успех Грузии. И если Россия (не может же она повторять за Грузией) ищет свой путь реформирования, то казахстанские чиновники, не мудрствуя лукаво, решили пойти проторенной дорожкой, что называется, след в след — ликвидировав ГАИ, создать универсальную патрульную полицию.
Однако главное — опору на новые кадры — чиновники казахстанского МВД, как это и следовало ожидать, пропустили. В их исполнении любое реформирование — это прежде всего смена вывесок, реорганизация и создание новых структур. Это их кредо, а потому можно смело прогнозировать, что ничего путного из такой реформы не получится. Действительно, с какой стати бывший гаишник, прожженный взяточник, ставший патрульным полицейским, перестанет брать взятки? Только от того, что ему выдадут форму нового образца и посадят с напарником в крутую патрульную машину? Да никогда! Брал и будет брать.
Между реформами в Грузии и тем, как они делаются в Казахстане, есть одно принципиальное отличие: в Грузии реформами занимаются люди, заинтересованные в их положительном результате (идейно или материально), тогда как в Казахстане они отдаются на откуп чиновникам, понимающим, что реформы направлены против системы, позволяющей им обогащаться. Результаты легко предсказуемы.
Истинное реформирование МВД, как, впрочем, и реальная модернизация страны может начаться только после того, как из числа реформаторов будут исключены все нынешние так называемые хозяева жизни. Это первое и основополагающее условие. Любой человек, имеющий свой личный интерес, причастный к чиновничьим «кормушкам», задействованный в коррупционных схемах — это реальная угроза успеху реформ. В данном случае это именно тот случай, когда «кадры решают все».
А теперь посмотрим через призму этого условия на те реформы МВД, которые намечаются в России и Казахстане! Кто провайдеры реформирования правоохранительных систем? Это смешно, но реформами будут заниматься те, кого, собственно говоря, и нужно в первую очередь реформировать — чиновники МВД. Что из это получится, уже ясно: сменят вывески, проведут формальные реорганизации, осуществят структурные изменения, сделают кадровые перестановки. И НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ!
Потому что главное препятствие для организации честной, профессиональной и полноценной работы правоохранительных органов останется — это люди. Люди, привыкшие рассматривать свою работу как источник личного обогащения. Старые кадры с их извращенным пониманием своего предназначения — суть нынешней полиции, и, пока они там, полиция нереформируема в принципе. Это наш крест, который мы будем нести до тех пор, пока не поймем, что нужно от него отказаться. Раз и навсегда. Грузины это поняли, и у них получилось. Мы — нет, и поэтому у нас все останется без изменений.
respublika-kz.info