"Сегодня я уже не удивлюсь, если будет прецедент и отказ Казахстану в председательстве ОБСЕ-2010."
"Сегодня я уже не удивлюсь, если будет прецедент и отказ Казахстану в председательстве ОБСЕ-2010."
Редакция обратилась к журналисту Сергею Дуванову с просьбой прокомментировать приговор судьи Чолана Толкунова в отношении правозащитника Евгения Жовтиса (четыре года лишения свободы в колонии-поселении).
Сергей Дуванов: - Это был процессуальный и юридический спектакль, где актерами выступили судья, прокурор и защита пострадавшей стороны. Это высший пик правового беспредела: суд открыто игнорировал законодательство страны. Адвокат Виталий Воронов показывает судье пункт закона, по которому тот должен либо удовлетворить, либо отклонить ходатайство немедленно, а тот говорит: “После допроса свидетелей и экспертов”. Потом ему: “Мы ждем вашего решения”. А он: “После прений”. Судья не возмущается, не улыбается – просто тупо сидит и делает что ему сказали.
На подготовку к прениям защите Евгения Жовтиса дали 40 минут – даже не сутки. Поэтому естественно, что адвокаты отказались от участия в прениях, а Жовтис - от последнего слова. Судья ушел в совещательную комнату и через 30 минут вышел с готовым решением (людей, находившихся в зале суда, на это время из помещения не выпустили – фактически оставили под арестом). Почему решение было готовым? Потому что невозможно отпечатать такой объем за полчаса.
В силу бесконечных нарушений, естественно, что адвокат Воронов не смог обращаться “уважаемый суд”. Люди в зале слушали приговор сидя, но судья на все махнул рукой и просто читал текст. Процесс просто сломали об колено.
Ясно, что установка “закрыть” Евгения Жовтиса с самого “верха”. По тому, как пошел процесс, я думал осудят на три года “зоны”. Но в этом случае Жовтис сидел бы в Заречном, близко к дому. Если же колония-поселение по его статье, тогда Павлодар или Кокчетав. Колония-поселение – это закрытое учреждение, где люди “отмечаются”, спят. Их там кормят, развозят на работы. Могут дать увольнительную для посещения кинотеатра.
“Закрытие” Жовтиса – это месть, наказание, акция устрашения в отношении тех, кто позволяет себе нелояльность к действующей власти.
Сегодня я уже не удивлюсь, если будет прецедент и отказ Казахстану в председательстве ОБСЕ-2010. Закон об Интернете, Рамазан Есергепов, теперь Жовтис. Все было сделано демонстративно. Я видел лица западных дипломатов в Баканасе – они стали понимать ситуацию в стране гораздо лучше. С другой стороны, пока правозащитник в СИЗО Талдыкоргана, власть может потянуть время, проанализировать реакцию общественности, поторговаться с Западом. Выяснить, насколько для того важна потеря лица.
GEO.kz