Руководитель Заграничного бюро Казахской оппозиции Серик Медетбеков в интервью радио Азаттык говорит, что, когда начнется процесс по делу Global Option Management, резонанс будет громче, чем от «Казахгейта».
Руководитель Заграничного бюро Казахской оппозиции Серик Медетбеков в интервью радио Азаттык говорит, что, когда начнется процесс по делу Global Option Management, резонанс будет громче, чем от «Казахгейта».
ГЛУМЛЕНИЕ НАД ЖОВТИСОМ
- По общему мнению и правозащитников, и международных организаций, недавно осужденный правозащитник Евгений Жовтис является политическим узником. Господин Медетбеков, получил ли хозяин Акорды и его политический режим какие-то преференции в связи с его осуждением?
- К несчастью, Евгений Жовтис оказался в неправильный момент в неправильном месте. К несчастью, в первую очередь, для того человека, который погиб. Это одна часть правды, а дальше началась расправа властей с правозащитником при помощи закона. То, как по отношению к Жовтису вело себя казахское правосудие, – это неприкрытая месть.
Президент Назарбаев и его соратники испытывают чувство животного удовлетворения от того, что смогли поглумиться над Жовтисом, последовательно отказывая ему в любой возможности смягчения приговора: ни по примирению с родственниками погибшего, ни в форме условного осуждения.
Когда пьяный сын высокопоставленного чиновника в Астане застрелил человека, ему ничего не было, потому что жертва своего палача «простила». Подобных историй в последние годы было множество. Наезды на пешеходов – это семечки по сравнению с преступлениями, которые заминались или заканчивались условными сроками. Таково назарбаевское правосудие.
Приговором Жовтису Акорда послала сигнал не за границу, а своим гражданам: будьте лояльны власти, не критикуйте ее и тогда можете рассчитывать на снисхождение. Но если выступил открыто против – будь готов к самому плохому.
Я думаю, что Евгений Жовтис понимал, что с ним могут расправиться в любой момент и по любому поводу. Его мужество и стойкость заслуживают уважения.
ОППОЗИЦИЯ ВОШЛА ЧЕРЕЗ СПУТНИК
- Господин Медетбеков, что вы можете сказать по поводу появления ряда скандальных интервью Рахата Алиева на телеканале «К-плюс», где он сливает свои аудиокомпроматы, записи чьих-то телефонных разговоров?
- Я приветствую предоставленную Рахату Алиеву возможность высказаться. Как к нему ни относиться, но Алиев – носитель уникальной информации о тайной жизни Назарбаева, функционировании его власти. Живой рассказ в эфире телеканала эффективнее книжного текста, воздействует сильнее. Фонограмма с фотомонтажом, которые сопровождают его рассказ на телеэкране, придают дополнительную достоверность сказанному.
Рахат Алиев рассказывает о страшных и возмутительных фактах достаточно неэмоционально, как о само собой разумеющемся. Когда слышишь, какими словами и на каком уровне мысли изъясняются самые близкие президенту люди, кажется, что это – отбросы
общества, а не его элита.
Многочасовое интервью Рахата Алиева телеканалу «К-плюс» наносит колоссальный урон власти. Оно разоблачает ее изнанку, выставляет на обозрение «нижнее белье». Поэтому КНБ так остервенело и пытается глушить телеканал, чуть ли не лазером ослепить спутники «Хот берд» и «Ямал».
Но все равно народ смотрит эти программы, особенно в регионах. Там, куда глушилки не дотягиваются. Через Интернет также не составляет труда посмотреть видеозаписи интервью. Не говоря уже о том, что телепрограммы смотрят заинтересованные зрители в Европе, в США, в России.
Как вы помните, несколько лет назад на Казахстан из США вещало Радио Дат. Его тоже глушили, преследовали корреспондентов в Казахстане. Но голос Бигельды Габдуллина, который в те годы работал на Радио Дат, доходил до самых отдаленных аулов.
И вот теперь – новый виток развития техники, о котором еще пять лет назад трудно было и мечтать: оппозиционный свободный телеканал. Безусловно, это– огромная заслуга Мухтара Аблязова. Он проявил дальновидность, основав «К-плюс» задолго до того, как открыто перешел в оппозицию.
БУДУЩЕЕ ЕРТЫСБАЕВА
- Господин Медетбеков, как вы оцениваете недавнее объединение оппозиции в лице демократической партии «Азат» и Общенациональной социал-демократической партии в ОСДП «Азат»? Если перефразировать незабвенного вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, это объединение всерьез и надолго?
- Жаль, что партия «Алга!» не вошла в это объединение. Ее активистам из регионов было бы очень важно почувствовать себя частью большого и признанного оппозиционного движения. Никаких идейных оснований для того чтобы «Алга!» оставалась в изоляции, нет. Ресурсы и кадры, когда они объединены, могут быть использованы гораздо эффективнее, чем врозь.
Жаль, что Мухтар Аблязов, отличающийся, как мы все убедились, широтой мышления и стратегическим видением, не чувствует критической важности партнерских отношений с другими лидерами оппозиции. Способность к компромиссам – это признак силы, а не слабости политика.
Надеюсь, что объединенная оппозиция не будет на долгие месяцы погружаться в спячку, как это было со старым «Азатом» и старой ОСДП. Загранбюро казахстанской оппозиции нередко указывало за это коллегам.
Спрашивать с усмешкой, всерьез ли и надолго, я бы не советовал. Патриотически настроенным гражданам нельзя уподобляться толпе вокруг ринга, на котором идут бои без правил. Оппозиционеры Казахстана работают в тяжелейших условиях, им противостоит репрессивный аппарат по-настоящему диктаторского режима. Они последовательно многие годы борются с ним. Надо уважать гражданское мужество и интеллектуальную смелость оппозиционеров.
Высмеивать казахстанскую оппозицию стало общим местом для платных пропагандистов при Назарбаеве. Говорить об этих «критиках» без брезгливости нельзя: продажные перья служат в «Нур Отане», сладко едят и хмельно пьют на государственные деньги. Для власти у
них не находится ни слова упрека, зато оппозиция им всем нехороша.
Посмотрим, как тот же Ертысбаев, когда начнутся демократические преобразования в Казахстане, кинется рассказывать, как он защищал оппозицию и тайно ей помогал. Калетаев вообще окажется «подпольщиком», который вел подрывную работу в Акорде по примеру Штирлица.
ДЛЯ ЧЕГО НАЗАРБАЕВУ ОБСЕ
- Господин Медетбеков, есть ли какие-то положительные моменты для казахстанской оппозиции от предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ? Расскажите вкратце о ближайших планах представительства казахстанской оппозиции за рубежом, в частности в год председательства Казахстана в ОБСЕ?
- Оппозиция должна использовать этот год для того, чтобы принимать участие во всех мероприятиях ОБСЕ и вокруг нее. Всюду, где собирается «светиться» официальная Астана, надо ехать делегации оппозиции и брать слово. Если мероприятия правительственного уровня, надо параллельно, в залах по соседству, проводить контрфорум.
Дебют должен бы состояться уже в декабре в Афинах, когда пройдет совещание министров иностранных дел стран - членов ОБСЕ. Думаю, что объединенная оппозиционная партия должна уже сегодня готовить свои встречи и мероприятия в Афинах.
Председательство в ОБСЕ далеко не главная цель Назарбаева, который понимает, что лично ему это обстоятельство мало что даст. Ведь по уставу ОБСЕ главой организации считается не президент, а министр иностранных дел страны-председателя. В нашем случае – Канат Саудабаев. Получается, что Назарбаев старался для этого бывшего циркача? У которого, судя по «прослушкам» Алиева, даже пост посла в Вашингтоне вызывал отвращение.
Назарбаев предпринял всю затею с ОБСЕ только для того, чтобы провести в Астане саммит глав государств и насладиться этим торжеством. Но этот саммит – событие далеко не само собой разумеющееся. Состоится он или нет - зависит от позиций ведущих критиков Назарбаева на Западе: правительств США, Великобритании и ФРГ.
Недавно в Конгрессе США состоялись слушания на эту тему, на которых сразу три заместителя государственного секретаря – Филип Гордон (по евразийским вопросам), Майкл Познер (по демократии и правам человека) и Александр Вершбоу (по международной безопасности), все трое заявили, что конференция глав государств в Астане может состояться, если только Назарбаев продемонстрирует впечатляющие успехи в демократизации и исполнит обещания, данные Казахстаном всем странам - членам ОБСЕ в Мадриде в 2007 году.
Точно так же правительства многих стран - членов Европейского союза не собираются ехать в Казахстан летом только для того, чтобы дать Назарбаеву возможность с ними сфотографироваться.
Уверен, что у оппозиционных организаций уже есть план того, как донести до руководства западных стран свои рекомендации на предмет того, проводить ли саммит ОБСЕ в Астане и при каких условиях. В реализации его Загранбюро готово помогать всем.