Featured

США обезопасят Киргизию от «узбекской угрозы»

Российская помощь не понадобится


Военные угрозы со стороны Узбекистана воспринимаются в Киргизии более серьезными, нежели опасность терроризма, исходящая из Афганистана. Помочь Бишкеку быть готовым к отражению потенциальных угроз на своих южных границах согласились США, которые создадут в Баткенской области Киргизии тренировочный лагерь для обучению киргизских командос, выделив на эти цели 5,5 млн долларов.


Такой вывод следует из статьи, опубликованной в конце прошлой недели в Eurasia Daily Monitor -- сетевом издании американского Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation). В статье анализируются результаты состоявшихся 10 марта в Бишкеке переговоров между президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым и командующим центральным командованием США генералом Дэвидом Петреусом. Несмотря на сделанные в ходе встречи киргизским президентом публичные заявления о том, что основные террористические угрозы его стране исходят из Афганистана, издание, ссылаясь на анонимных киргизских военных, утверждает, что «имеющиеся данные позволяют предположить, что некоторые ключевые военные лидеры (Киргизии. -- Ред.) расценивают роль будущего антитеррористического центра в Баткене в качестве основного сдерживающего фактора против возможной агрессии из Узбекистана».


Как заявил Eurasia Daily Monitor неназванный представитель министерства обороны Киргизии, обученные американцами на юге страны военные будут задействованы в возможных «локальных конфликтах». Подобная терминология, по мнению издания, предполагает, что такие конфликты могут быть начаты войсками Узбекистана.


Среди киргизских военных, пишет автор статьи, существует широко распространенное мнение о том, что Ташкент развивает свои вооруженные силы с целью захвата киргизских водохранилищ и защиты этнического узбекского населения, проживающего в Ошской и Баткенской области. Тренировочный лагерь, создаваемый, как особенно подчеркивает издание, по инициативе киргизского руководства для подготовки батальона «Скорпион», «будет расположен в уникальной части Баткенской области, где риск нападений с воздуха или с земли является минимальным». Как утверждается в статье, переговоры по этому поводу начались еще в августе 2008 года, а спустя год была достигнута договоренность по большинству вопросов. То есть именно тогда, когда стало ясно, что американская военная база Манас в бишкекском аэропорту, соглашение о дислокации которой киргизские власти денонсировали, счастливым для обеих сторон образом превратилась в гражданский Центр транзитных перевозок. Как иронически замечает автор статьи в Eurasia Daily Monitor, «бакиевские игры» вокруг базы Манас никак не влияли на окончательные договоренности по центру в Баткене.


Центр будет создан в рамках осуществляемой США международной военной программы обучения и подготовки. По мнению киргизских военных, на которых ссылается издание, центр в Баткене «в ряде случаев будет играть более важную роль по сравнению с российской авиабазой в Оше», которую планировалось создать под эгидой Коллективных сил ОДКБ.


Договоренности о базе в Оше были достигнуты в ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Бишкек 1 августа прошлого года. В подписанном им с президентом Бакиевым меморандуме о сотрудничестве в военной сфере предусматривалось размещение на юге Киргизии дополнительного военного контингента числом до батальона, а также создание совместного учебного центра. Москва и Бишкек договорились тогда, что через три месяца, к 1 ноября 2009 года, должно быть подготовлено рамочное соглашение по этому вопросу. Соглашение не было готово ни через три месяца, ни через полгода -- о его подготовке ничего не известно до сих пор.


Официальных объяснений столь загадочной задержки с выполнением президентских указаний гг. Медведева и Бакиева не было. Известно другое: с резкой реакцией на планы размещения второй российской военной базы в Киргизии выступил Ташкент, опасаясь усиления российского военного присутствия в регионе. Кроме того, в Москве и Бишкеке разошлись со своими предпочтениями относительно дислокации базы. Российская сторона настаивала на втором по значимости киргизском городе Оше, расположенном в Ферганской долине, где уже есть хороший аэродром. Киргизские представители предлагали Баткенскую область, рассчитывая, что при российском содействии там будет создана новая военная и гражданская инфраструктура.


Тактика Вашингтона в этом отношении в отличие от Москвы выглядела менее претенциозной. Как ответило посольство США в Бишкеке на запрос, посланный несколько дней назад информагентством Ferghana.ru, «антитеррористический учебный центр (в Баткене. -- Ред.) будет принадлежать правительству Киргизской Республики и будет использоваться для обучения служащих киргизских вооруженных сил и сил безопасности». Данный центр, как указывает американская дипмиссия, «часть более широкого сотрудничества США и Киргизской Республики в сфере безопасности, которое включает недавнее завершение строительства военного госпиталя в селе Беш-Кунгей и учебного комплекса для сил специального назначения («Скорпион») в городе Токмок». Дипломаты отметили, что американские военные также «выполняют гуманитарные проекты, включающие реконструкцию школы в селе Бирдик и запланированное строительство женского кризисного центра для бизнес-инкубатора при Конгрессе женщин Киргизии». Но главное, что подчеркивает посольство, -- «США не имеют и не стремятся получить военную базу на юге Киргизии».


Так или иначе, но американо-киргизское сотрудничество в области безопасности, имеющее своей целью, в частности, обезопасить Киргизию от возможных угроз со стороны Узбекистана, является новым свидетельством провала стратегии ОДКБ в Центральной Азии. Поставленная задача сделать ОДКБ главным гарантом безопасности в регионе сначала споткнулась в прошлом году об «узбекское препятствие», когда Ташкент своим отказом принять участие в создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ фактически выхолостил эту идею. Теперь, когда обнаружилось, что глубокое взаимное недоверие между партнерами по ОДКБ может быть преодолено только с помощью США, неудачи организации выглядят еще более очевидными. Учитывая уровень того «взаимопонимания», которым характеризуются отношения между отдельными странами ОДКБ (кроме узбекско-киргизских стоит напомнить и об узбекско-таджикских проблемах), неудивительно, что НАТО игнорирует призывы руководства ОДКБ к совместным усилиям по афганскому урегулированию. В Брюсселе предпочитают двусторонние отношения с каждой из стран региона на этом направлении. Именно так действует Вашингтон, активно привлекая Ташкент в выгодные и престижные для Узбекистана проекты восстановления афганской экономики. Поэтому трудно предположить, что Ташкент предпримет какие-либо серьезные попытки помешать киргизско-американскому сотрудничеству в сфере безопасности.


Аркадий ДУБНОВ
Время.Ру

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details