Эмоции через край - так можно охарактеризовать реакцию общественности Казахстана на заявление движения «Защита Независимости», предложившего денонсировать договор о создании Таможенного союза с Россией и Белоруссией.
Мнения разнополярны. Одни считают, что данное заявление необходимо поддержать, соглашаясь с подписантами, и что создание Таможенного союза с экономически более развитыми странами угрожает, в том числе и политическому суверенитету Казахстана. Причиной тому является сырьевая направленность экономики Республики Казахстан при крайне слабом развитии производственного сектора.
Другие, напротив, уверены, что Таможенный союз выгоден Казахстану. По их мнению, более низкие, чем в России и Белоруссии налоговые ставки позволят стране привлечь дополнительные инвестиции из дальнего зарубежья.
При этом спор двух оппонирующих сторон довольно часто переходит в плоскость разногласий межнационального характера, что на самом деле не делает чести ни тем, ни другим. Но давайте отбросим эмоции в сторону, и на холодную голову попытаемся разобраться в причинах, побудивших движение «Защита Независимости» пойти на столь радикальный шаг.
С заявлением согласны пока не все
Начнем с экономической подоплеки заявления. На самом деле из-за сырьевой направленности развития экономики Казахстана есть большая доля вероятности, что немногочисленные производственные предприятия казахстанского происхождения попросту будут раздавлены соседями с севера.
Особенно трудно будет выживать среднему и малому бизнесу. Да, теоретически вступление Казахстана в Таможенный союз заставит отечественных предпринимателей выпускать конкурентоспособный продукт. Однако учитывая высокую степень коррупции в стране с ее различными шапками и откатами, даже в среднесрочной перспективе в подобное верится с трудом.
Очень может быть, что большую часть казахстанских предпринимателей, занятых в производственном секторе, ждет в лучшем случае продажа значительной части своих активов более мощным российским и белорусским компаниям, в худшем — банкротство. И здесь можно согласиться с подписантами, так как подобное развитие событий может негативно сказаться на благосостоянии всего населения страны.
Другое дело, что пока с этим согласны далеко не все. Особенно на севере страны. Общее же неприятие Таможенного союза с его последующим преобразованием в некое подобие Советского Союза, у граждан Казахстана появится только в двух случаях.
Во-первых, если при существующей средней заработной плате почти в 68 тысяч тенге в месяц, казахстанские цены на основные товары и услуги сравняются с российскими. Для информации: средняя заработная плата в приграничных с нашей страной областях России равна 19 тысячам рублей или 95 тысячам тенге.
Во-вторых, если при повсеместном банкротстве казахстанских производственных компаний под натиском более дешевого импорта из России и Белоруссии планам официальной Астаны по привлечению зарубежных инвестиций не суждено будет сбыться. Не секрет, что иностранные инвесторы не сильно-то спешат устраивать свой бизнес в Казахстане, даже несмотря на существующий в нашей стране более мягкий инвестиционный климат, нежели у России и Белоруссии. Понятно, что в этом случае в целом населению Казахстану будет не до жиру. Соответственно и всякие там гипотетические возможности без проблем съездить в Москву, Минск или Петербург будут рассматриваться, как некая блажь.
Вместе с тем не стоит рассматривать интеграционные процессы с той же Россией даже в виде Таможенного союза как некое зло, способное уничтожить экономический, а вместе с ним и политический суверенитет Казахстана. Как это ни странно, но с геополитической точки зрения это наиболее реальный путь к общему развитию нашей страны, деловые круги которой вряд ли захотят оказаться в режиме самоизоляции.
Стоит ли напоминать, что все основные стратегически важные магистрали казахстанского экспорта проходят через территорию Российской Федерации? Сюда же можно добавить и наличие в Казахстане большого процента русскоязычного населения, которое не только является мостом для дружеских отношений с той же Россией и Белоруссией, но и своеобразным гарантом независимости Казахстана.
Ошибочно полагать, что русскоязычное население нашей страны есть некая пятая колонна, которая в случае возникновения некого гипотетического конфликта с северным соседом поможет воплотить в жизнь имперские планы отдельных воинствующих политиков России. Да, ностальгия по Советскому Союзу имеется, но связана она не с неким былым привилегированным положением русских (что на самом деле является мифом), а с той социально ориентированной политикой, которая была характерна для СССР. То есть если бы ныне находящийся у власти режим не разрушил бы до основания основные социальные завоевания Советского Союза, то и вышеуказанной ностальгии не наблюдалось бы вовсе.
Другие векторы не стоит отбрасывать
В качестве альтернативы северному интеграционному направлению, конечно, можно назвать союз Центрально-Азиатских государств, на который в последнее время активно намекают и в США, и в Западной Европе.
Наверняка многие обратили внимание на появившиеся в западной прессе публикации, рассказывающие об уникальности нашего центрально-азиатского региона, где в средние века находились такие процветающие государства, как Согдиана, Хорасан и Хорезм. А также на несколько неожиданное возвращение в большую политику руководителя узбекской оппозиционной партии «Эрк» Мухаммада Салиха с его идеями о Великом Туркестане.
Несомненно, в перспективе данный вектор выглядит очень привлекательно. Есть только здесь одно большое «но». Национальные элиты всех стран Центральной Азии без исключения больше думают о самоиндетефикации своих государств через решение проблем развития своего языка, культуры и традиций, нежели об интеграционных процессах, идущих на благо населения всего региона в целом.
К тому же, еще не факт, что все участники этого союза согласятся с лидирующей ролью Казахстана, не отдав предпочтение Узбекистану с его почти 30-миллионым населением и сохранившимся экономическим потенциалом.
Нельзя не упомянуть и еще об одном вероятном интеграционном векторе Казахстана. Речь идет о китайском направлении. Что произойдет в этом случае ясно и без объяснений. А чтобы стало уж совсем все понятно, приведем в качестве примера цитату из комментария некоего Fu Lai Zhuang к статье «Казахские споры проливают свет китайские сделки», опубликованной в американской газете «The Wall Street Journal» 26 марта текущего года: «Кстати, казахские территории были китайскими при династии Юань (1271—1368 г.г. — авт.). Естественно, они станут еще раз частью Китая».
ТС как консервант правящей элиты
И все же почему подписавшиеся под заявлением движения «Защита Независимости» представители общественности Казахстана выражают свой решительный протест, казалось бы, очевидно выгодному Таможенному Союзу с Россией и Белоруссией, требуя его немедленной денонсации?
Ответ на данный вопрос имеет явную политическую подоплеку. Причем исключительно внутреннего казахстанского характера. На самом деле как только Таможенный Союз заработает, а это по планам стран-участниц Договора произойдет после 1 июля текущего года, можно будет смело говорить о фактической консервации действующего авторитарного режима власти в Казахстане со всеми его известными «прелестями».
Соответственно, перед оппозиционными партиями и движениями уже сейчас возникла дилемма: либо скатиться до марионеточного уровня, всякий раз согласовывая все свои действия с правящей партией «Нур Отан» и администрацией президента, либо, используя все свои внутренние резервы, все же заставить действующую власть пойти на уступки своим оппонентам, проведя реальную либерализацию политической системы Казахстана.
Между тем, судя по активизации государственных чиновников и провластных средств массовой информации, срочно кинувшихся разъяснять положительные стороны Таможенного союза, правящая элита Казахстана не намерена и не готова вести переговоры со «смутьянами».
Более того, можно предположить, что в случае массовых выступлений сторонников движения «Защита Независимости» находящаяся в серьезном напряжении власть пойдет и на самые крайние меры. Думается, не зря в прессу просочилась информация о приведении в боевую готовность специально обученных подразделений полиции и внутренних войск.
Найдутся у официальной Астаны и необходимые для таких случаев оправдания своим действиям, которые в целом устроят международную общественность. Дескать, руководство Казахстана было вынуждено применить силу по отношению к тем, кто разжигает межнациональную рознь. Так что оппозиции, если она действительно хочет выйти на качественно новый уровень, надо быть готовой в буквальном смысле ко всему.
Впрочем, все может пойти по хорошо накатанной колее. В лучшем случае две тысячи человек выйдут на одну из центральных алматинских площадей, покричат, пошумят, да выпустят пар. Соответственно, грозное заявление окажется не более чем выхлопом, эмоциями, хотя и через край.
www.respublika-kaz.info