На прошлой неделе прошла информация, что старшая дочь и старший внук президента Назарбаева продали контрольный пакет акций «Нурбанка» сестре бывшего владельца «Мангистаумунайгаза» Рашида Сарсенова. Теперь Дарига Нурсултановна и Нурали Рахатович становятся официальными мультимиллионерами. Причем признанными таковыми не только в Казахстане, но и за рубежом.
Почему-то эта сделка не вызвала большого ажиотажа в Казахстане. Разве что финансовые издания погадали, сколько было заплачено за проданный пакет акций «Нурбанка», и поудивлялись тому, что рядовой преподаватель казахстанского вуза смогла позволить себе такую дорогостоящую покупку-инвестицию.
«Упакованы» на славу
Между тем сделка эта не рядовая не только по своему размеру, но и потому, что она имеет принципиальное значение для будущего этой ветви потомков первого президента. Ведь если власть в республике кардинально поменяется, то тем, кто придет на смену Назарбаеву, будет трудно достать кого-либо за соучастие в хищениях государственной собственности и прочие шалости правящей нынче семьи.
То есть можно считать, что еще одна дочь первого президента «упакована» и снабжена даже не спасательным «плотом», а лайнером первого класса для дальнейшей жизни, не важно, где — в Казахстане или за его пределами.
Поскольку средняя дочь Нурсултана Абишевича Динара является официальным миллиардером и по списку «Форбса», то дело осталось за малым — снабдить легальными денежными резервами остальное потомство главы государства.
Поразмыслив хорошенько над сделкой, нетрудно прийти к определенным выводам.
Первый и главный: продажа трех четвертей акций коммерческого банка за неназванную сумму (по оценкам экспертов, от $400 до 600 миллионов) и суровые приговоры чиновникам и госменеджерам, а также правозащитнику Евгению Жовтису и редактору Рамазану Есергепову могут быть частью некоего плана по предупреждению неблагоприятного внутриполитического развития событий для семьи Назарбаевых.
Проблема в том, что никто не может предугадать, как будут разворачиваться события в нашей стране. Если число протестующих растет не столь быстро, как это хотелось бы оппонентам первого президента, то настроения в обществе меняются кардинально — все понимают, что так дальше жить нельзя. И как только какая-то политическая сила или лидер внятно и доходчиво объяснят, как можно и нужно, лидера нации могут по примеру Курманбека Бакиева попросить на выход.
Спросите, какое отношение к превращению детей Нурсултана Назарбаева в мультимиллионеров и миллиардеров имеют заказные судебные процессы последних двух лет? Самое прямое, потому что последние — это линия защиты т.н. лидера нации. Как и легализация богатств, нажитых членами семьи первого президента.
Причины и условия
Давайте оценим события последних лет с точки зрения самозащиты первой семьи нашего государства.
Пока протестным настроениям в обществе противостоит госаппарат, в первую очередь правоохранительные структуры и акиматы. Именно они - т.н. первая линия защиты — сдерживают напор активных политических сил и неправительственных организаций, требующих демократических перемен, а также усмиряют недовольство отдельных групп граждан.
Но уже очевидно, что их возможности исчерпываются, не в последнюю очередь потому, что Назарбаев и его родственники себя кардинально дискредитировали в глазах государственных служащих и работников бюджетной сферы. Ведь они все хоть и винтики госмашины, но за пределами работы становятся обычными людьми, также страдающими от авторитарного режима.
К тому же сыграли свою роль внутриполитические события 2003—2007 годов, когда Астана последовательно предавала своих верных слуг, которым поручала самые грязные дела: мы имеем в виду события в Шаныраке, похищение и убийство Алтынбека Сарсенбаева и многое другое.
Плюс изменение избирательной системы, когда выборы в парламент стали проводиться только по партийным спискам, в результате чего региональные элиты оказались отстраненными от управления страной и, соответственно, ущемленными в экономических доходах.
Все это привело к тому, что с началом финансово-экономического кризиса авторитарный режим Назарбаева сильно закачался.
Лучше перебдеть, чем недобдеть
Тогда Астана решила использовать стандартный метод усмирения протестных настроений в обществе и стабилизации ситуации — политические репрессии, которые для успокоения казахстанской и международной общественности маскируются под борьбу с коррупцией.
Но, увы, качественное состояние репрессивных органов и ухудшающаяся на глазах внутриполитическая ситуация, а также то, что экономика нынче — преимущественно рыночная, плюс внешнеполитическая обстановка воспрепятствовали этому.
Казахстан сегодня — это не Советский Союз второй четверти прошлого века, зажатый в кулак идеологией, вертикально выстроенной политической партией, развитыми и эффективными репрессивными органами, не утерявший пассионарного заряда революции, окруженный враждебными государствами и борющийся за выживание.
В результате случилось то, что мы наблюдали последние два года, — произвольное привлечение к уголовной ответственности отдельных чиновников и менеджеров госкомпаний, неубедительные судебные процессы, не принятые обществом судебные приговоры, которые, вместо того чтобы запугать гражданское общество и госаппарат, обозлили первое и в очередной раз снизили мотивацию честно служить у второго.
То есть вторая линия самозащиты Назарбаева и его семьи проваливается на наших глазах. И тогда была подготовлена третья — те самые скандальные законопроекты о присвоении первому президенту надуманного звания лидера нации, освобождении его и членов его семьи от любой ответственности и неприкосновенности их имущества независимо от того, как оно образовалось.
К слову об этике
Судя по тому, что глава государства до сих пор не подписал законопроекты, он сомневается в том, что они окажутся для него плюсом, а не минусом. И правильно делает.
Даже если Назарбаев добровольно передаст власть преемнику, которого выберет сам, это будет гарантией его неприкосновенности только на первое время, пока преемник не окрепнет. А потом второй президент будет вынужден отбирать деньги и неприкосновенность у первого президента только потому, что тот не может быть богаче и влиятельнее действующего.
А если власть у Назарбаева отберут, то никакие поправки в Конституцию не спасут его — при нашем-то менталитете и отсутствии каких-либо гарантий соблюдения законности и правопорядка ничто не мешает задним числом признать поправки в Конституцию и законы незаконными с момента их принятия. Более того, сделать само их принятие отдельным составом уголовного обвинения.
И тогда в дело вступает четвертая линия защиты, когда члены семьи первого президента эмигрируют, но не налегке, а будучи легальными мультимиллионерами и миллиардерами.
Понятно, что новым властям будет затруднительно выцарапывать их и их состояния из-за рубежа — ведь с точки зрения западного общественного мнения и западного правосудия они обогатились вполне законно, легально продав свои активы.
Надо отдать должное Нурсултану Абишевичу. Он ничего не оставляет без внимания, четко и тщательно выстраивает защитные барьеры, которые должны спасти его и членов его семьи даже при самом неблагоприятном развитии событий в стране. Вопрос в другом — можно ли считать подобные действия кандидата в лидеры нации патриотичными и соответствующими должности гаранта Конституции?
И насколько этично и морально поведение госдеятеля, который в первую очередь занимается сохранением себя у власти, во вторую — спасением себя и своих родственников от ответственности, а в третью — эвакуацией нажитого его семьей имущества за рубеж?
Мы, кстати, нисколько не сомневаемся, что сотни миллионов долларов, вырученных Даригой Назарбаевой и Нурали Алиевым от продажи контрольного пакета акций «Нурбанка», будут ими получены и останутся за пределами Казахстана. Для сохранности...
Услышит ли «лидер нации»?
К власти в Казахстане должны прийти люди новой формации и с новым мышлением,
а нынешний президент — человек прошлой эпохи. Такое мнение в интервью «Республике» высказала лидер павлодарских коммунистов. «Когда человек прожил 70 лет, то, как бы он ни хотел обмануть себя, свой возраст и казаться модным и современным, ничего не получится. Назарбаев должен уступить свое место, и сделать это надо демократически. Что он, как вечно молодящаяся звезда эстрады, которая пытается обмануть себя, природу и общество, цепляясь за политические регалии и игрушки!» — объяснила свою позицию Зоя Кожанова.
Источник: Газета "Голос Республики" №20 (151) от 04 июня 2010 года