По итогам года индекс финансовой устойчивости банковского сектора Казахстана ухудшился с 2,6 в январе до 3,4 в июле. Чтобы не слишком пугать население, АФН решило сбросить со счетов Альянс Банк и БТА, которые будут разбираться со своими долгами. В итоге картина получилась более или менее терпимая.
Говоря о возвращении кредита доверия населения к банкам Казахстана, МВФ затронул очень болезненную тему.
Она вскрыла пласты банковской деятельности, начиная от простых беззалоговых кредитов до крупных афер и махинаций, которые в свое время назывались агрессивным поведением менеджмента.
Банкиры рисковали НЕ своими деньгами!
Сразу вдруг раскрылись те немногие секреты "успеха" нашей банковской системы, считавшиеся ранее чуть ли не последним словом в финансовой сфере. А теперь оказывается, это было обыкновенное "мошенничество и грабеж средь бела дня"… Поэтому, чтобы вернуть кредит доверия к нашим банкам, необходимо вначале разобраться, что же на самом деле происходит в нашей "столь успешной" банковской системе.
Впрочем, возможно, кто-то скажет, а какое отношение к нам, простым смертным, имеют эти крупные дела частных финансовых организаций? Но ведь рисковали банкиры не своими деньгами, а деньгами вкладчиков!
"Липовые" авторитеты?
На прошлой неделе прокуратура обнародовала фамилии банкиров и руководителей компаний, которые окажутся в суде по делу о хищениях в БТА Банке в качестве обвиняемых. Им вменяется в вину присвоение или растрата вверенного чужого имущества в крупном размере, а также (что вполне логично) легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем. Среди фигурантов – люди, которых буквально недавно мы видели на различных пресс-конференциях. Это они спокойно и уверенно заверяли нас в незыблемости банковской системы Казахстана в целом и подопечных им банков – в частности. Среди обвиняемых – шесть крупных банковских работников, трое из БТА, трое из "Темирбанка". Обвиняются в этих же грехах и шестеро руководителей нескольких фирм и одного известного коллекторского агентства.
Просто нет слов!
Но не успела общественность "проглотить" эту информацию, как круг замкнулся на "Альянс Банке". Учредитель банка, председатель совета директоров Маргулан СЕЙСЕМБАЕВ опубликовал открытое письмо на сайте агентства "Интерфакс", в котором заверяет: ничего о том, что происходило в его банке, он не ведал и полностью полагался на менеджмент банка, который возглавлял Жомарт Ертаев.
В свою очередь экс-председатель правления "Альянс Банка" господин ЕРТАЕВ написал ответное письмо, прямо не адресованное Сейсембаеву. В нем указывается: заверения Сейсембаева о том, что он был не в курсе дел, происходящих в его банке, – мягко говоря, неправда. Ведь знает же господин Сейсембаев о так называемом "бридж-финансировании". Именно этим понятием он заменил слово "хищение", использованное прокуратурой.
А теперь самое любопытное, господа! Председатель Агентства финансового надзора госпожа Елена БАХМУТОВА, отвечая на вопросы журналистов о переписке Сейсембаева с Ертаевым, говорит о том, что бридж-финансирование и вовсе запрещено законодательством Казахстана!
– Так называемое бридж-финансирование запрещено. Создавать акционерный капитал за счет заемных денег запрещено прямо, можно было привлечь долговой капитал через субординированный долг, а вот заводить таким образом воздух в капитал банка – у меня просто нет слов, – заключила Елена Бахмутова.
Чем все это время занималось АФН?
Но тогда напрашивается законный вопрос: чем же занимался все это время регулятор финансового рынка – АФН? И на этот вопрос ответ прозвучал: оказывается, все ошибки, допущенные банками, носят длительный характер, а АФН начал работу только в 2004 году. Сколько же нужно было времени, чтобы вникнуть в систему и понять, что она небезупречна? Или на фоне высоких цен на нефть это было не важно?
Между тем по итогам года индекс финансовой устойчивости банковского сектора Казахстана ухудшился с 2,6 в январе до 3,4 в июле. Чтобы не слишком пугать население, АФН решило сбросить со счетов Альянс Банк и БТА, которые будут разбираться со своими долгами. В итоге картина получилась более или менее терпимая.
– Состояние нестабильное, но не критическое, – заметила председатель АФН.
И еще, под занавес своего выступления перед прессой Елена Бахмутова, говоря о переписке двух банкиров, иронично подметила, что вопрос общей культуры и финансовой грамотности стоит уже не столько перед населением, сколько перед банкирами.
У нас тоже после этого не осталось никаких слов.
Впрочем, о других тайнах частных банков Казахстана нам еще предстоит услышать. Об этом свидетельствует пока еще совсем тоненький ручеек утечки информации из крупных и не очень банков, которой нет-нет да и просачивается в частных разговорах. Например, о просрочках беззалоговых (читай, безвозвратных) кредитов, полученных руководителями банков, чиновниками и их родственниками на безвозмездной основе. В общем, темных историй в нашей банковской системе все еще немало.