Featured

Аблязов «слил» компромат на Кулибаева

kompromЗаявление в Генпрокура туру, а также в КНБ, МВД и финпол в отношении Тимура Кулибаева отослал во вторник DHL бывший глава «БТА Банка» Мухтар Аблязов.


К заявлению был приложен пакет документов, причем фигурируют в нем не только те личности, что были упомянуты в ссылках в письме Мухтару Шаханову, – пакет гораздо больше и производит внушительное впечатление.


А в среду стало известно, что еще одна подборка документов, но уже не на тему продажи китайцам «Актобемунайгаза», а свидетельствующих о хищении государственного имущества в особо крупных размерах у национальной компании «КазМунайГаз», отправлена Аблязовым депутатам парламента и республиканскому общественному совету по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан».


В письме Аблязов предлагает «создать Парламентскую комиссию для изучения передаваемых мной документов, дачи им политической оценки и принятия неотложных мер для исправления ситуации и восстановления законности».


Мы не будем в этом номере останавливаться на сути предъявленных президентскому зятю обвинений. Наши аналитики сейчас изучают документы, приложенные к заявлениям Аблязова, и, поскольку речь идет о ста с лишним страницах текста, мы можем обещать в недалеком будущем нашим читателям увлекательный сериал.


Сегодня поговорим о другом — почему появился этот компромат — и попробуем спрогнозировать, какая будет на него реакция в «верхах».


Линия разлома


Пришла беда — открывай ворота. Именно так можно оценить положение, в котором оказался нынче первый казахстанский президент.


Весь прошлый год Назарбаева мучил Рахат Алиев «утечками» телефонных разговоров в Интернете, книгой с весьма говорящим названием «Крестный тесть», «зубодробительными» интервью на спутниковом телеканале «К+».


Затем, как чертики из коробочки, выскочили национал-патриоты во главе с Мухтаром Шахановым, категорически выступившие против доктрины национального единства — документа, подготовленного в недрах Администрации президента.


Не успели разгореться страсти по доктрине, как черт дернул Нурсултана Абишевича озвучить просьбу китайцев предоставить им миллион гектаров казахстанской земли для интенсивного выращивания сои. После чего «пожар» патриотизма разгорелся настолько, что всей вертикали власти пришлось неуклюже поворачивать на 180 градусов и делать вид, что президента не так поняли и вообще дело не стоит и выеденного яйца.


И только ситуация малость подостыла в связи с новогодними праздниками, как на политическом пространстве Казахстана появился Мухтар Аблязов.


Почти год бывший председатель совета директоров «БТА Банка» находился где-то там, за горизонтом. Громкое политическое заявление в начале февраля, когда он обвинил правительство, Нацбанк, Агентство финансового надзора и ФНБ «Самрук-Казына» в незаконном захвате БТА, и несколько интервью разным СМИ после него. Вот вся его активность за прошлый год.


Теперь, похоже, линия его поведения кардинально меняется — в январе 2010 года бывший лидер «Демократического выбора Казахстана», несомненно, становится главным ньюсмейкером страны.


Напомним, сначала он обратился с открытым письмом к Мухтару Шаханову, в котором прямо обвинил Тимура Кулибаева в хищении государственных средств и получении взяток от китайских инвесторов в особо крупных размерах в ходе продажи госпакета акций АО «Актобемунайгаз».


Затем детализировал свои обвинения в интервью радио «Азаттык» и в письме Генеральной прокуратуре, КНБ, АБЭКП и МВД плюс выложил пакет документов, подтверждающих его точку зрения в Интернете, так сказать, для всенародного изучения и обсуждения.


Далее, не дожидаясь реакции Астаны, которая, видимо, «поплыла» от неожиданного удара ниже пояса, нанес следующий, обвинив в письме депутатам, Счетному комитету и прочим госорганам зампреда правления ФНБ «Самрук-Казына» и председателя совета директоров НК «КазМунайГаз» в том, что тот, злоупотребляя своим служебным положением, за бесценок купил у нацкомпании ЗАО «КазСтройСервис», которое сам же «накачал» заказами и сделал почти монополистом в отрасли.


Весомость обвинениям в адрес среднего зятя президента придает то, что каждый раз Мухтар Кабулович подкрепляет их документами, которые «вывешивает» для всеобщего обозрения в Интернете. Плюс он публично выразил готовность дать письменные показания правоохранительным органам Казахстана, если те «возбудятся» и начнут расследовать уголовное дело против Тимура Кулибаева.


Плата по политсчетам


Трудно сказать, сколько еще подобных компрометирующих материалов в запасе у Аблязова, но уже озвученного достаточно, чтобы вызвать скандал на порядок громче «Казахгейта». Ведь если верить Аблязову, то общая сумма похищенных в результате указанных им сделок государственных средств составляет от $2 до $2,5 миллиарда. Это не считая бакшиша от китайцев на $165,9 миллиона.


В связи с этим возникает вопрос. Атака Мухтара Аблязова — это адекватный ответ на захват «БТА Банка» госчиновниками? Или нечто большее — то, о чем он сказал в своем интервью «Нью-Йорк Таймс»?


Пока трудно дать ответ на этот вопрос. Но факт остается фактом — первый президент Казахстана оказался в наитруднейшем положении, причем по собственной вине. Объясним, почему мы так считаем.


Сверхконцентрация власти в руках главы государства и фактическая приватизация им госаппарата помимо массы преимуществ принесла и негатив — теперь на личный политический счет Нурсултана Назарбаева автоматически засчитываются не только все «плюсы», но и «минусы» от действий госмашины, правительства, госхолдингов и нацкомпаний, акимов и чиновников всех уровней.


Плюс Тимур Кулибаев не просто муж Динары Назарбаевой, он зять президента Казахстана и его доверенный человек, подтверждением чему занимаемые им ключевые должности в системе Фонда национального благосостояния и казахстанской негласной табели о рангах.


Положение Нурсултана Абишевича усугубляется тем, что в Казахстане еще не забыли и долго будут поминать Рахата Алиева и того, кому он обязан своим феерическим взлетом на вершину власти.


Таким образом, удары Мухтара Аблязова по Тимуру Кулибаеву волей-неволей попадают в Назарбаева. И у того есть три основных варианта реагирования:


- снять своего зятя со всех должностей и отправить его вместе с сообщниками под суд;


- вынудить Аблязова замолчать;


- ничего не предпринимать в надежде, что ситуация «рассосется» сама по себе, а компромат, который озвучивает его оппонент, не будет воспринят обществом.


Перспективы со знаком минус


Однако вынудить бывшего председателя совета директоров «БТА Банка» замолчать трудно. Весь прошлый год правоохранительная машина Казахстана пыталась состряпать уголовное дело против менеджеров группы БТА и ряда фирм-заемщиков — в итоге вышел пшик. Некачественную работу следователей, которые не смогли собрать доказательств вины обвиняемых, пришлось исправлять судье — приговор, который он вынес, оказался намного тяжелее, чем даже просила прокуратура, и вызвал шок не только у подсудимых и их близких, но и среди юристов — своей незаконностью и необоснованностью.


Достать беглецов из Лондона трудно — уже есть прецедент с отказом в выдаче Казахстану Рахата Алиева. Кроме того, Аблязов признавался политическим заключенным не только международными правозащитными организациями, но и европейским парламентом, который дважды выносил резолюции в защиту и поддержку тогдашнего лидера ДВК.


К тому же сам процесс экстрадиции занимает много времени — до двух-трех лет, а за это время можно опубликовать все что угодно и развернуть не один, а десяток скандалов, в сравнении с которыми «Казхгейт» покажется детским мультфильмом.


Что касается судебного процесса, инициированного против бывших руководителей «БТА Банка» в Великобритании, то он находится на этапе предварительных слушаний и также вряд ли закончится раньше конца 2011 года.


Попытки надавить через правоохранительные структуры других стран, где у Аблязова остался бизнес, наверняка будут болезненны для него, но не смертельны. Вот и получается, что «задавить» его Астана, в принципе, может, но не в этом году и не насмерть.


Последний вариант — отмалчиваться вмертвую — не менее убыточен для Назарбаева. Интернет плюс оппозиционные и независимые СМИ, выжившие, несмотря на прошлогоднюю «прополку», будут наверняка информировать читателей о происходящем. Это значит, что компромат, выброшенный Аблязовым, будет расходиться по стране, вызывая дальнейшую эрозию как политического режима, так и личного авторитета самого Назарбаева.


Поскольку злые языки в Астане поговаривают, что реальный его рейтинг среди казахстанцев давно покинул рекордные отметки, это может привести к тому, что на выборы 2012 года избирателей будут загонять под дулом автоматов, а бюллетени заполнятся заранее членами избирательных комиссий. Что, согласитесь, выход, но в какой тупик он ведет Казахстан и казахстанцев? Думается, это уже понятно всем.


Сколько еще «роялей» в кустах?


И наконец самое главное — неизвестно, какие еще документы есть в резерве Мухтара Кабуловича и о чем они свидетельствуют. Ведь даже беглое ознакомление с вывешенными им в Интернете документами дает гигантское поле для развития ударов.


Например, можно вести речь об отдельных соратниках Тимура Кулибаева вроде Арвинда Тику, который не является гражданином Казахстана и несет определенные обязательства, в том числе по уплате налогов на своей родине.


Можно привлечь внимание международной общественности к банку Credit Suisse и другим крупным финансовым институтам, которые, похоже, были в курсе сделок «нефтяного принца», помогали ему проводить платежи на сотни миллионов долларов и даже, видимо, стали акционерами некоторых его компаний. Кстати, Credit Suisse уже был оштрафован в США за то, что помогал гражданам этой страны уклоняться от налогов.


Если выяснится, что Тимур Кулибаев каким-то образом участвовал в национальных и частных компаниях, которые листингуются на зарубежных фондовых биржах, и при этом скрывал от них и соответствующих государственных регуляторов информацию о своем присутствии среди акционеров, он может не только подвергнуться крупным денежным штрафам, но и оказаться привлеченным к уголовной ответственности согласно законодательству стран, где эти биржи находятся.


Если же появятся новые материалы, что сделка по продаже китайцам задешево гос пакета акций «Актобемунайгаза» была не единичной, то Тимура Кулибаева и его подручных могут обвинить в продаже «первородства за чечевичную похлебку».


Называя вещи своими именами, речь уже может пойти о продаже национального достояния не тому инвестору, откуда уже недалеко до обвинений в государственной измене, от которых зятю президента будет трудно отбиваться, независимо от того, где он окажется на постоянном месте жительства — в Казахстане, США или Швейцарии.


...Судя по всему, прошлый год Аблязов не сидел без дела и собирал по миру информацию, которой он сегодня делится с казахстанцами.


Можно не любить бывшего председателя совета директоров «БТА Банка» и очень любить Нурсултана Назарбаева. Можно поддерживать Акежана Кажегельдина или, наоборот, Карима Масимова. Можно никого не поддерживать, никого не любить и заниматься исключительно только своей семьей и дачным участком.


Но трудно не согласиться с тем, что демократия — это не только права, но и обязанности, а также система, в которой каждая группа влияния или политик держат под контролем своих конкурентов, оппонентов, друзей. И если те начинают шалить, немедленно берут их за горло.


До последнего времени Тимура Кулибаева за горло мог взять только один человек в стране — сам Назарбаев. Теперь, похоже, появился еще один, способный это сделать. В общем, лиха беда начало. Для Тимура Аскаровича и Нурсултана Абишевича, конечно.


Источник: Газета "Голос Республики" №03 (134) от 29 января 2010 года

Статьи по теме

Это возврат активов или сделка с ворами?

Это возврат активов или сделка с ворами?

More details
Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

Депутат требует запретить банкам, получившим помощь из Нацфонда, выплачивать дивиденды акционерам

More details
Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

Эксперты Комитета против пыток высоко оценивают усовершенствование законодательства Казахстана

More details