9 февраля в суде Южного федерального округа Нью-Йорка под председательством судьи Уильяма Поули-третьего начинаются слушания по делу S2 03 Cr.404(WHP) с названием «Власти США против Джеймса Гиффена».
Но всему миру этот процесс известен под куда более простым названием – «Казахгейт». А сам Гиффен известен как «мистер Казахстан».
Именно так — «мистером Казахстан» — зовут героя, сыгранного артистом Тимом Блэйком Нельсоном в фильме «Сириана», снятом по мотивам документального бестселлера «Не вижу зла». Автор книги — оперативник ЦРУ Роберт Баер — описывает Гиффена как человека, который имел в 90-е годы карт-бланш на представление казахстанских экономических интересов во всем мире.
Путь для любой западной компании в нашу страну лежал через кабинет «мистера Казахстан» в Нью-Йорке. И в данном случае Гиффен не был самозванцем (такое случалось, о чем мы расскажем в других публикациях), он действовал в полном соответствии с теми полномочиями, которые дала ему власть. Впрочем, те люди, которые делегировали ему эту монополию, не остались внакладе.
Кто они — К1 и К2?
Согласно тексту обвинения, предъявленного Гиффену, он совершил незаконные платежи в пользу двух официальных лиц (в обвинении они определены как К1 и К2) за несколько проведенных сделок.
Это покупка в 1996 году компанией Mobil Oil 25% доли в Тенгизском месторождении, участие Mobil Oil в проекте Карачаганак, приобретение компанией Amoco's в 1997 году доли в Каспийском трубопроводном консорциуме, приобретение компанией Texaco и другими нефтяными корпорациями доли в проекте Карачаганак, приобретение корпорациями Mobil, Phillips Petroleum и другими нефтяными компаниями прав на добычу нефти в казахстанском секторе Кас пийского моря.
Общая сумма незаконных выплат по данным 2003 года составила $78 млн.
В марте 2003 года Гиффен был арестован при попытке вылететь из Нью-Йорка. К этому времени у обвинения был серьезный козырь. Свою вину в мошенничестве и уклонении от налогов уже признал Брайан Вильямс — именно он отвечал в Mobile за казахстанские проекты.
Перспективы дела выглядели вполне очевидными, и казалось, уже очень скоро можно будет назвать вещи своими именами. Именно так, как их на экране называли герои фильма «Сириана». Но жизнь в суде оказалась сложнее. На процессе начали происходить вещи невероятные.
Судьба резидента
С самого начала процесса американские власти не слишком интересовала судьба Гиффена —мелкого коммивояжера, который волей случая и усилиями казахстанских властей внезапно превратился в фигуру мирового масштаба.
Куда больше их волновало, как сложатся отношения США с Казахстаном и президентом Нурсултаном Назарбаевым — главным персонажем в судебном деле «Власти США против Джеймса Гиффена».
В суде Назарбаева могли признать виновным, что резко изменило бы позицию Казахстана. Между тем от нее зависела вся энергостратегия США в Центральной Азии. Одновременно Казахстан в тот момент рассматривался как ключевой союзник США в войне в Афганистане.
По сообщениям американской прессы того времени, люди в госдепартаменте ожидали худшего. Повлиять на решение суда они, конечно, не могли (в этот момент они, наверное, могли позавидовать безграничным возможностям нашего президента в национальном правовом поле), но притормозить сам ход процесса были в состоянии.
Для этого нужно было вовлечь в дело государственные интересы. И они в процессе незамедлительно появились. Гиффен сделал заявление, что на самом деле он не давал взяток казахстанским руководителям, а выполнял важное государственное поручение. И вообще был ценным агентом ЦРУ. Адвокаты Гиффена потребовали от ЦРУ предъявить суду соответствующие документы, от чего агентство попыталось уклониться.
С этого момента ход процесса радикально замедлился. На протяжении шести лет процесс практически не велся, пока судья в прошлом году наконец не решил его ускорить. Он потребовал от обвинения предъявить документы.
В апреле 2009 года, как сообщил в своем блоге американский журналист Стив Левин, написавший за время многолетнего судебного перерыва книгу о Гиффене, ЦРУ представило суду какие-то документы. Но ознакомиться с ними могли лишь адвокаты Гиффена. Сам «секретный агент» такой возможности своими «коллегами» был лишен.
Предполагалось, что это чтение закончится еще летом того же 2009-го года, а процесс наконец возобновится. Однако для этого понадобился практически целый год. Но теперь процесс возобновляется. И, судя по всему, на этот раз у Гиффена нет особых шансов. Даже если предположить, что в представленных документах будет подтверждена причастность Гиффена к ЦРУ, это поставит и Казахстан, и Назарбаева в весьма двусмысленное положение. На кого все-таки реально работал главный политический советник казахстанского президента, занимавший этот пост с начала 90-х годов?
От редакции
Этим материалом по просьбе читателей мы открываем серию публикаций о скандале «Казахгейт». Читайте продолжение в следующих номерах «Республики».
Источник: Газета "Голос Республики" №03 (134) от 29 января 2010 года