КСОР фактически, и это говорят вслух, формируются как совместные силы России и Казахстана. Остальное для гарнира - мотострелковая рота из Армении, спецназ из Киргизии...
КСОР фактически, и это говорят вслух, формируются как совместные силы России и Казахстана. Остальное для гарнира - мотострелковая рота из Армении, спецназ из Киргизии...
Вот читаю на днях: «Имели место случаи, когда пьяные киргизские пограничники бесцеремонно вламывались в дома узбекских граждан и под дулами автоматов заставляли граждан другой страны петь гимн Киргизии».
А на следующий день совсем другое читаю: «Медведев (президент России. - А.Д.) скрупулезно проверил тогда форму одежды участников маневров, которая в ближайшее время будет поставлена всем войскам КСОР ОДКБ. По словам полковника Сергея Чеснокова из Центрального вещевого управления Минобороны, новая форма серо-бежевого цвета изготовлена в Санкт-Петербурге с использованием нанотехнологий и почти невидима для противника.
Данный факт говорит о многом. Во-первых, он определяет основной регион применения коллективных войск ОДКБ. По замыслу главы российского оборонного ведомства. применение КСОР планируется в основном в Центральной Азии. Докладывая президенту, Сердюков сказал, что расцветка формы одежды выбрана «из особенностей местности, где будут применяться КСОР, это горно-пустынная расцветка, выбирали самую незаметную с компьютерной подборкой».
То, что вы прочитали, не розыгрыш и не строчки из сатирического романа. Первая цитата - из сообщения информагентства «Регнум» от 27 октября. Вторая - из «Военно-промышленного курьера» от 28 октября. В последнем случае речь идет о недавних военных учениях КСОР ОДКБ, состоявшихся на казахстанском полигоне Матыбулак. Журналист российского издания, органа российского военно-промышленного комплекса, увлеченно рассказывает об «использовании нанотехнологий», да еще «с компьютерной подборкой» в изготовлении военной формы, которая будет «почти невидимой для противника». Рассказывает со звериной серьезностью - «данный факт говорит о многом», чуть ли не военную тайну выдает автор: оказывается, воевать придется в основном в Центральной Азии, потому у формы «горно-пустынная расцветка»...
Вы спросите, что общего в этих интересных сообщениях? Отвечу: ничего! И это самое печальное. Потому что создаваемые с такой невероятной помпой коллективные силы оперативного реагирования не способны будут вмешаться в описанную в первом сообщении ситуацию. Чтобы она выглядела понятнее, приведу следующие строчки из того же первого сообщения: «9 октября этого года в дома жителей села Кон Ферганской области Узбекистана, оставшихся после инженерных работ за рвом, ворвались 11 военнослужащих пограничной заставы «Олга» Айдаркенского пограничного отдела южного регионального управления пограничной службы Киргизии. Направив свои автоматы на находившихся в домах женщин и детей, мужчины в это время находились на работе, пограничники разразились угрозами: «Убирайтесь на территорию Узбекистана. Если в следующий раз попадетесь нам на глаза, пеняйте на себя - пристрелим как собак». Жителя села, попытавшегося объяснить пограничникам сопредельного государства их неправоту, киргизские военнослужащие ударили в лицо прикладом автомата и уже лежащего на земле начали бить ногами. После, направив оружие на членов его семьи, заявили ему, чтобы он, перед тем как что-нибудь предпринять, пусть подумает о своих родственниках».
Такого рода конфликты, имеющие место на границе между Киргизией и Узбекистаном, слава Аллаху, повторяю, никогда не станут поводом для вмешательства КСОР. Если, конечно, кому-то в Бишкеке или Ташкенте не захочется затеять небольшую войнушку для поднятия боевого духа и национального сплочения. А между тем именно подобные инциденты, и не только на киргизско-узбекской, но и на таджикско-узбекской границе, являются чуть ли не главным средоточием напряженности в регионе. Вспоминаются хотя бы недавние события с проникновением боевиков из Таджикистана через Киргизию в таджикский анклав на киргизской территории (повторите вслух последнюю фразу, в ней обнаружите дыхание времени в Ферганской долине).
После проведенных в Казахстане учений нам с упоением рассказывают, что «коллективная оборона государств СНГ обретает реальные черты и служит для защиты территориальной целостности, суверенитета и обеспечения безопасности, преодоления крупномасштабных кризисных ситуаций на территории стран ОДКБ». При этом сокрушаются, что Узбекистан не хочет участвовать в создании КСОР. Не будучи поклонником нынешнего режима в Ташкенте, должен признать, что хорошо понимаю высоких узбекских начальников: да на кой ляд им эти коллективные силы, а вдруг их пошлют «объяснять» пограничникам заставы «Олга» их неправоту... И тогда споры из-за «тарелки с клубникой», ставшие поводом для кровавых Ферганских событий 20-летней давности, покажутся старым анекдотом с бородой.
На прошлой неделе довелось выступать в Москве на международной конференции по безопасности в Центральной Азии. Говорил, в частности, о том, что Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ, по моему мнению, переживает перманентный кризис с самого начала своего образования в 1992 году, поскольку была создана по конъюнктурным причинам. Тогда Узбекистану потребовались гарантии безопасности в условиях разгоравшейся рядом гражданской войны в Таджикистане. Сегодня в ОДКБ новый кризис, но по противоположной причине: теперь Узбекистану кажется, что ему готовы навязывать гарантии безопасности, которые им, напротив, рассматриваются в качестве угрозы. Говорил о том, что ОДКБ как оборонная организация является нежизнеспособной, поскольку в базисной основе ее создания отсутствуют общие ценности, в частности, такие, уж извините за пафос, как уважение к человеческой личности... Что эффективно объединяться для совместной обороны могут только демократические и, что не менее важно, состоявшиеся государства, в которых угроза их государственности находится вовне.
Представители ОДКБ мне оппонировали. Во-первых, сделали мне замечание: думаю ли я, как слово наше отзовется, мол, не надо подвергать сомнению святое... А во-вторых, я просто не знаю, о каких угрозах своим странам говорят секретари совбезов стран ОДКБ на встречах в узком кругу, а уж сами президенты о чем говорят!..
Догадываюсь. Терроризм, экстремизм, сепаратизм, или, как говорят китайцы, «три зла», да еще наркотики. Правда, если не считать Афганистана, можно быть уверенным, что все эти угрозы генералы и президенты видят исходящими из соседних стран, союзников по ОДКБ. И чем в таком случае могут быть полезны КСОР? На это представители ОДКБ отвечают: ну, не можем же тогда уйти из региона, оставив эти государства наедине друг с другом. С этим доводом нельзя не согласиться.
И тогда понятнее станет другое: КСОР фактически, и это говорят вслух, формируются как совместные силы России и Казахстана. Остальное для гарнира - мотострелковая рота из Армении, спецназ из Киргизии...
Новая газета - Казахстан