«Международная группа кризиса» исследовала влияние содержащихся в тюрьмах Казахстана исламистов на заключенных. Используя коррупцию, которой пронизаны власти, радикальные исламисты умножают в тюрьмах своих последователей.
УНИВЕРСИТЕТЫ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В декабрьском анализе независимой организации «Международная группа кризиса», кроме общего исследования пенитенциарной системы в странах Центральной Азии, отдельно затронули исламский вопрос.
Аналитики «Международной группы кризиса» обратили внимание на то, что, кроме сугубо криминальных структур, на обитателей тюрем и лагерей в Казахстане оказывают влияние исламские фундаменталисты.
Практически в местах заключения существуют три взаимосвязанные силы воздействия и организации жизни заключенных: тюремная администрация, общак и исламские радикалы.
Более того, в последнее время, согласно экспертам «Международной группы кризиса», в этом так называемом триумвирате просматривается отчетливое возрастание роли и влияния радикальных исламских группировок, таких как «Хизб ут-Тахрир» или «Таблиги Джамаат». Сюда же относят ваххабитов и представителей Исламского движения Узбекистана.
В анализе «Международной группы кризиса» сообщается, что, судя по полученным косвенным данным, в казахстанских местах заключения пребывает от 200 до 250 участников исламских группировок. При этом «Международная группа кризиса» оговаривается, что в действительности в тюрьмах и лагерях Казахстана отбывают наказание намного больше исламистов.
Сто лет тому назад большевики и социалисты считали тюрьмы царской России университетами революции. Эксперты «Международной группы кризиса» считают, что тюрьмы в Центральной Азии имеют многие основания превратиться в университеты исламской революции.
Многие исламисты рассматривают тюрьмы как важный театр политической борьбы. В каких-то случаях исламисты успешно конкурируют с общаками, создавая свои центры и очаги помощи заключенным.
Есть достаточно свидетельств, когда в этой конкурентной борьбе за влияние исламисты побеждают криминальных авторитетов. Один из ветеранов полиции, проработавший в колониях много лет, считает, что недалеко то время, когда исламисты начнут доминировать над криминальными структурами в тюрьмах и колониях.
КАРЦЕРЫ КАК МЕТОД
Казахстанские тюремные власти пробуют различные способы в попытках уменьшить влияние исламистов на остальных заключенных. Применяются такие традиционные методы, как инфильтрация агентов в группы исламистов. Хотя на практике, как свидетельствуют сами сотрудники колоний и тюрем, такие методы не срабатывают.
Исламисты в тюрьмах действуют очень тайно, они собираются, как правило, по ночам. К ним практически нельзя подсадить подставных людей. Они тщательно проверяют каждого. Они не пускают к себе любого, кто к ним приходит.
Тюремная администрация стремится к тому, чтобы не упустить возможность наказания фундаменталистов за их любые активные действия, вплоть до повторных судов в местах заключения с дополнительными приговорами исламистам. Их наказывают карцером за малейшее нарушение внутреннего режима. Им отказывают в свиданиях, конфискуют посылки.
Эксперты «Международной группы кризиса» отмечают, что тюремные власти очень часто идут на то, чтобы солидаризироваться с криминальными структурами против исламских фундаменталистов.
Ведь как общак, так и исламисты в одинаковой степени заинтересованы во влиянии на других заключенных, особенно из числа новоприбывших. В приручении заключенных общак в принципе не хочет ни с кем делить свою власть. В свою очередь, тюремное начальство следит за тем, чтобы максимально уменьшить активность исламистов.
ОБЩИЙ ЯЗЫК
При всем традиционном напряжении между двумя группами влияния эти тенденции начинают со временем серьезно меняться. В этом признаются сами руководящие звенья аппарата тюрем и лагерей. Сначала как будто бы шла война. Криминал не уступал своих позиций исламистам. Администрацию удовлетворяло это противостояние.
Но конфронтация между общаком и фундаменталистами постепенно начинает спадать. Уже есть много свидетельств того, что обе стороны могут находить общий язык и администрация не в состоянии пока определить, как это происходит. Некоторые тюремные начальники утверждают, что исламисты в каких-то случаях подкупают общаки в своих интересах.
Бывший директор казахской тюрьмы утверждает, что исламисты и криминал в будущем сольются в одно целое и «Хизб ут-Тахрир» победит криминальные структуры. «Исламисты образованней, они хорошие психологи, у них выше моральные качества», - говорит он.
Когда исламисты попадают в тюрьму, они этим не мучаются. Они становятся национальными героями. Для настоящих сторонников движения «Хизб ут-Тахрир» тюрьма является своеобразной наградой. Другие тюремные чиновники признаются, что заключенные исламисты себя хорошо ведут, они спокойны, у них высокая дисциплина. «Когда исламисты попадают в тюрьму, они этим не мучаются. Они становятся национальными героями. Для настоящих сторонников движения «Хизб ут-Тахрир» тюрьма является своеобразной наградой», - говорят чиновники из тюрем.
МОЛИТВЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ
Исламисты научились использовать процветающую в тюрьмах коррупцию в своих интересах. Судя по свидетельствам, «Хизб ут-Тахрир» легко подкупает тюремные власти для перевода своих людей из одной тюрьмы в другую. Эти планы продиктованы рутинной необходимостью самих исламистов.
И хотя посылки, согласно инструкции, должны тщательно проверяться, но небольшая взятка может обеспечить пронос в тюрьму запрещенных вещей и книг.
Исламисты отвоевывают себе авторитет и самим характером деятельности. Они, например, заботятся о наркоманах, внушая или заставляя их покончить с наркотиками. Подспудно ведется агитация наркоманов, и это в результате может подвигнуть их стать сторонниками исламского движения.
В некоторых тюрьмах и колониях исламистам удается повлиять на заключенных и дистанцировать их от влияния как общака, так и администрации.
С появлением исламистов в тюрьмах резко увеличилось количество заключенных, совершающих регулярные молитвы. Были случаи, когда исламистам понадобилось не более двух месяцев, чтобы вся колония начала регулярно исполнять молитвенные обряды.
Эксперты «Международной группы кризиса» приводят высказывание одного из начальников тюрьмы, который срочно избавился от всех исламистов, как он заявил, «до того пока вся тюрьма не превратилась в экстремистскую».
Религиозные праздники также усиливают позиции исламистов в тюрьмах и колониях. В эти дни фундаменталисты получают помощь извне в виде денег и посылок. Все это делится между другими заключенными и создает атмосферу единения и поддержки.
Тюремные начальники видят причину успехов исламистов в местах заключения еще и в том, что радикалы предлагают помощь заключенным также и после освобождения.
Тюрьма не дает освободившемуся денег на проезд домой. Проблематичным оказывается вопрос с получением работы. Исламисты снабжают освободившегося заключенного адресом мечети, где он сможет получить поддержку и защиту, где его примут с радостью и где будут заботиться о нем.
Эта практика очень сильно выигрывает по сравнению с существующей в Казахстане государственной программой реабилитации заключенных.
ИДЕОЛОГИЯ И ТЮРЬМА
Как считают аналитики «Международной группы кризиса», борьба за власть и влияние в местах заключения, является микрокосмосом более широкой борьбы во всех странах Центральной Азии.
Тюрьма – это первый шаг для сторонников движения «Хизб ут-Тахрир» и других исламских группировок в стремлении восстановить Халифат.
Тюремный опыт оказался очень продуктивным. Исламисты умно эксплуатируют все слабости тюремной жизни, подорванной коррупцией, некомпетентностью персонала, отсутствием должной поддержки со стороны правительства.
Руководство пенитенциарным хозяйством Казахстана, очевидно, теряет контроль над системой. Ресурсы криминального мира и исламистов растут. Тюремная администрация утрачивает последние рычаги власти. Даже применение силы уже больше не работает.
Рост количества исламистов в тюрьмах означает, что чем дальше, тем больше заключенных с опытом насилия попадает в исламскую идеологическую орбиту и в будущем они смогут применить свой опыт как в самой тюрьме, так и за ее пределами в отстаивании своей новой веры.
Радио Азатык