Казахстан вывел на медиарынок новый продукт: новостное агентство, передающее оперативную информацию на китайском языке. В интервью DW соучредитель агентства Сейтказы Матаев рассказывает о "китайском проекте".
Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев рассказал в интервью DW о своей поездке в КНР, которая состоялась в начале ноября, и о том, как восприняли в Китае появление казахстанского новостного агентства на китайском языке.
DW: От кого изначально исходила инициатива? Это была идея китайской стороны или ваша?
Сейтказы Матаев: Сначала мы об этом мечтали. Потом задались целью. Затем поставили перед собой конкретную задачу. Мы к этому давно готовились и 1 октября запустили информацию на китайском языке Silkroadnews.org. Это было трудно. Например, оказалось не так просто найти в Китае нужных сотрудников, найти нужные шрифты. Но когда мы – небольшая делегация казахстанских журналистов и издателей - по приглашению Всекитайской ассоциации журналистов приехали в Пекин и рассказали об агентстве, показав результаты его работы с 1 октября, у китайских коллег был шок.
Они не ожидали, что журналисты из "какого-то там Казахстана" на хорошем китайском языке представляют для китайского читателя то, чем дышат жители Центральной Азии, Афганистана и Ирана, это у китайских журналистов вызвало живейший интерес, на нас посыпались предложения о совместных проектах, и мы почувствовали, что попали в точку. Ведь стратегически Китай как раз продвигает свое экономическое влияние в Центральной Азии.
- Это коммерческий проект?
- Мы на него смотрим как на коммерческий проект, но в будущем. Я на презентации сказал, что на полтора миллиарда читателей мы не рассчитываем, но хотели бы иметь хотя бы полмиллиона подписчиков. Мы хотели бы обеспечить казахстанским СМИ выход на информационный рынок Китая, чей капитал присутствует и у нас в Казахстане, и во всех странах региона. Нам еще повезло, потому что буквально за неделю перед нашим приездом Си Цзиньпин объявил, что выделяет на развитие проекта "Новый шелковый путь" 40 миллиардов долларов. Мы будем пытаться получить от этой суммы грант. Нам в Пекине и Шанхае сказали, что мы даже с названием агентства попали в точку.
- А китайские коллеги не хотели бы открыть свою информационную структуру на казахском языке?
- Мы в Союзе журналистов и в агентстве Silkroadnews.org готовим проект, который будет способствовать тому, чтобы информация о Китае распространялась в Казахстане. На это нужно время. Открытие агентства занимает около года. Мы ведем переговоры со Всекитайской ассоциацией журналистов. Она объединяет не только физических лиц, как у нас, но и юридических лиц: газеты, холдинги. Всего около миллиона журналистов состоит в организации, которая субсидируется государством. Ее руководитель – член ЦК компартии. Контактируя с этой ассоциацией, мы вышли на руководителей изданий.
- Но как вам удалось получить лицензию на работу в Китае?
- Не удалось. Агентство зарегистрировано в Алма-Ате на меня и моего сына. Оно работает на русском и английском языках, а часть информации мы теперь отдельно пустили на китайском. Деньги мы получаем за подписку. Есть страны, где наши казахстанские агентства имеют лицензии: в Киргизии, в Афганистане, в Таджикистане. А есть страны, как Узбекистан или Иран, где лицензию получить практически невозможно. Видимо, так будет и в Китае.
Мы получили право открыть там корреспондентский пункт, чем сейчас и занимаемся. Сейчас готовим документы для МИД КНР. Ни одно иностранное государство не имеет права открывать в Китае свое информационное агентство. В этом плане мы в Центральной Азии - в Казахстане, в Киргизии, в Таджикистане - продвинулись дальше них.
- Вы становитесь монополистом в том, что касается распространения информации о ваших соседях в КНР. Вы не ощущаете с их стороны некоего давления?
- Первое время все "температурили": и в Киргизии, и в Таджикистане, и в Афганистане. Старались помешать, писали в мой адрес нехорошие письма. А сейчас привыкли к нам, увидели, что мы не гоняемся за скандалами, а в основном ориентируемся на подачу информации, которая нужна всем. В основном речь идет об оперативной экономической информации: ценах на зерно, хлеб, золото, другие продукты. Мы договорились с Лондонской биржей, берем у них актуальные цены на нефть. Это то, что интересует население, поскольку эти цены очень многое определяют в нашем регионе. Мы поняли, что зарабатывать можно не на политической, а на экономической информации. Плюс культура и спорт.
DW