Депутаты парламента Казахстана приняли закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях". Правозащитники уверены, что новый закон значительно усложняет жизнь верующим. У власти на этот счет иное мнение.
Новый закон, регулирующий деятельность религиозных объединений в Казахстане, был разработан и принят практически молниеносно - всего за месяц. Во многом такая скорость принятия закона объясняется не только личным поручением Нурсултана Назарбаева. Глава государства еще в июле текущего года выразил свою обеспокоенность ростом религиозно-экстремистских настроений в обществе. Но и невероятной активностью главы агентства по делам религии Кайрата Лама Шарифа.
Всякий раз, представляя детище своего ведомства, Лама Шариф не уставал подчеркивать, что Казахстан является светским государством, которое желает поставить заслон проникновению в страну экстремистских религиозных течений. На фоне событий минувшего лета, когда на западе Казахстана, а также в столице произошли первые в истории страны террористические акты, слова Лама Шарифа нашли понимание у депутатов. Достаточно жесткий, по мнению экспертов, закон был принят в парламенте единогласно и практически без обсуждения.
Миссионеры, стройся!
В соответствии с ним все действующие в стране религиозные объединения обязаны пройти перерегистрацию в агентстве по делам религии. Кроме того они должны доказать, что на местном уровне религиозный приход имеет не менее 50 верующих, в регионе - не менее 500, а по всей республике, как минимум, пять тысяч человек.
При этом все прихожане, чьи фамилии находятся в списках, должны быть гражданами Казахстана. Особые требования выдвигаются к миссионерам. Они ежегодно должны отмечаться в территориальных подразделениях агентства по делам религии. Но предварительно их кандидатуры должны быть одобрены Астаной.
В борьбе за "правильный" ислам
Стоит заметить, что казахстанский закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" существенно повлияет на развитие исламских религиозных объединений. По словам Лама Шарифа в Казахстане признается "историческая роль" лишь ислама ханафитского учения.
Согласно новому закону, запрещены богослужения, проведение религиозных обрядов, церемоний и собраний на территории и в зданиях государственных учреждений. Закрыты молельные комнаты, которые отныне фактически могут быть только на вокзалах. Решено контролировать обучение имамов. По данным агентства по делам религии, в действующих 2500 мечетях Казахстана лишь семь процентов представителей мусульманского духовенства способны правильно толковать ислам.
Исламисты уйдут в подполье?
Правозащитники подвергли закон жесткой критике еще на стадии его рассмотрения. Так, известный в стране публицист и правозащитник Сергей Дуванов в одной из своих статей отметил, что не верит в успех основанного на запретах нового закона.
По мнению Дуванова, "основных адресатов этот закон вообще не коснется, поскольку все экстремистские организации, запрещенные ныне в Казахстане, предпочитают работать в подполье". Кроме того, Дуванов считает, что не пройдут регистрацию религиозные общины, придерживающиеся нетрадиционного ислама, "но на учет их при этом поставят, поэтому у них один путь - в подполье".
Процесс регулирования деятельности религиозных объединений уже приносит свои первые плоды. В крупных городах Казахстана заметно поубавилось число бородатых мужчин в мусульманских одеяниях, да и женщин в хиджабах стало практически не видно. Что в нынешних условиях выглядит весьма благоразумно, так как казахстанская полиция уже достаточно давно получила право задерживать всех "подозрительных людей" для установления их личности.
Автор: Анатолий Вайскопф, Алма-Ата
Редактор: Наталья Позднякова
DW-WORLD.DE