Китай, с его огромной территорией и аграрной культурой, исторически являлся континентальной державой. Однако к очередному празднованию Национального дня Китая, которое состоится в эту субботу, фокус его внимания передвинулся на океаны, которые в последнее время считаются критически важными для экономического будущего страны.
Когда в августе Китай представил свой первый авианосец, внимание на это событие обратил весь мир. Китайские власти неоднократно подчеркивали, что его военная программа – на суше или на море – не носит агрессивного характера. При этом они отмечали, что Китай является единственным из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, не имеющим собственного авианосца.
Цюй Син, возглавляющий Китайский институт международных исследований, признает существование опасений в отношении намерений Китая в связи с ростом его мощи. По его словам, Пекину следует озвучить свою позицию перед миром и подчеркнуть свое намерение следовать пути мирного развития.
Майлз Юй, профессор военной истории и исследований Восточной Азии из Военно-морской академии США, считает, что Китай намеренно подает противоречивые сигналы, вследствие чего его действия еще больше тревожат его соседей.
Юй подчеркивает, что он выражает собственные взгляды, и не говорит от имени правительства США: «Пекин убежден, что пришло его время стать доминирующей державой мира. Китайские власти никогда не отказывались от этих намерений. Из уст простых китайцев все чаще слышна фраза о том, что 21-й век – это век Китая, это для них нечто само собой разумеющееся. Однако для человека извне, особенно из соседней с Китаем страны, это звучит угрожающе, заставляя задуматься над истинным смыслом этой фразы».
Бруней, Китай, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам предъявляют претензии на некоторые участки акватории Южно-Китайского моря.
Китай заявляет права на всю его акваторию, которая, как считается, скрывает огромные запасы нефти и природного газа.
Хотя этому спору было уделено повышенное внимание в этом году, Юй говорит, что корни конфликта – гораздо глубже.
Сотни лет Китай находился на вершине политической системы, в которой соседние, более слабые страны отдавали ему дань уважения.
Однако, начиная с конца 19-го века, западные колониальные державы – такие как Великобритания, Франция, Германия, Япония, Россия и Соединенные Штаты – стали доминирующими силами в этом регионе.
Юй говорит, что Пекин многие годы считал себя жертвой этих обстоятельств, и теперь, когда его мощь и влияния снова растут, соседние страны опасаются, что им придется принять на себя всю тяжесть исторического негодования Китая.
Ли Цзинйюй, профессор из Центра исследования экономики океана, подчеркивает, что с экономической и военной точки зрения, мечта Китая о национальной безопасности пока не реализована.
"Голос Америки"