Премьер-министр Мальты Йозеф Мускат сказал, что его правительство будет привлекать талантливых и «высококачественных» индивидуальностей, а не таких темных личностей, как Рахат Алиев
Когда в статье, вышедшей в предыдущем номере и связанной с «делом Рахата Алиева», я делал приписку «продолжение следует», то не предполагал, что это продолжение наступит столь быстро. Коротко напомню — речь там шла о двух исках, тяжелым ярмом повисшим на шее нового правительства Мальты, которое унаследовало от своих предшественников заботы, связанные с олигархом из Казахстана, сбежавшим оттуда сначала в Австрию, а из Австрии – на остров Мальту. Первый иск организован бывшими охранниками Акежана Кажегельдина – они обвиняют Алиева в применении к ним пыток во время следствия по делу о так называемом государственном перевороте и стараются добиться от полиции этого государства, чтобы их иск приняли. Второй касается подозрений в отмывании грязных денег, заработанных незаконным путем, высказанных в отношении того же адресата.
Но, как стало известно автору, на Алиева, а точнее, на его капиталы, в Казахстане открыт новый сезон охоты – только, в отличие от прежних историй, теперь мальтийские власти будут оказывать помощь в расследовании коллегам из Астаны. Как сообщил автору хорошо информированный источник, в Казахстане много людей, обиженных Алиевым. Среди них много бизнесменов. Раньше они по разным причинам не решались подавать против него иски по компенсациям за нанесенный им ущерб. Хотя таких случаев много: владелец СМИ в Алма-Ате может доказывать в суде, что его бизнес был отнят Алиевым, или владелец современного завода по производству напитков в Семипалатинске, много лет отсидевший в камере и имеющий серьезные основания подать в суд на Алиева, к которому, судя по многим свидетельствам, и отошел его бизнес.
Есть и другие. Но теперь среди этих людей появились те, кто осознал: в нескольких юрисдикциях ЕС находятся активы Алиева, которые заморожены, – и пришло время обратиться с исками на него. Они вспомнили, что в делах, сфабрикованных против них, так же, как и в деле Ибраева и Афанасенко, были лжесвидетели. Таких лжесвидетелей создавали просто: например, подбрасывали им оружие, сажали, а потом за то, чтобы закрыть дело, требовали дать показания против того или иного предпринимателя.
Как сообщили автору, по крайней мере один такой иск был подан в прокуратуру Казахстана, а та обратилась к властям Мальты с просьбой о правовой поддержке в рамках соответствующего договора. Речь, по большому счету, идет о расширении иска по делу об отмывании денег, поскольку казахстанский истец в данном случае утверждает, что капиталы Алиева, часть которых последний инвестирует в Европе, были заработаны незаконно. Так вот, адвокаты Алиева на Мальте пытались оспорить возможность оказания властями острова помощи по этому иску из Казахстана, но суд отказал им в этом.
А местные СМИ распространили высказывание нового премьер-министра Мальты Йозефа Муската, который, отвечая на вопросы о новой политике по привлечению на Мальту резидентов и новых граждан с инвестициями, сказал, что его правительство будет проводить соответствующую программу, но «только по привлечению талантливых и «высококачественных» индивидуальностей, а не таких темных личностей, как Рахат Алиев».
Наконец, в минувший вторник в мальтийской прессе появилось сообщение, которое напрямую касается властей всех европейских стран, где бывает Рахат Алиев. Газета Malta Today известила своих читателей о том, что австрийские власти, отвечая на запрос одной из стран ЕС (какой именно, не указано, но не Мальты), официально признали, что еще в апреле этого года аннулировали так называемый «серый паспорт», выданный ими Рахату Алиеву. Этот паспорт в ряде случаев выдается тем лицам, кого страна признает своими резидентами, но не гражданами (само название «серый паспорт» распространено в Эстонии, власти которой после отделения от СССР оснастили ими вместо настоящих гражданских паспортов многих этнических русских, проживающих там).
Австрийский омбудсмен, комментируя факт аннулирования документа Алиева, сказал, что выдача этого паспорта в 2009 году оказалась возможной ввиду неразберихи, имевшей место в соответствующем австрийском ведомстве. Это решение Вены может иметь самые серьезные последствия для Алиева, поскольку статус резидента Австрии позволял ему на правах европейца открывать счета в странах Евросоюза и осуществлять операции со своими активами. Впрочем, нельзя исключать, что это не единственный европейский документ, имеющийся на руках у казахстанского олигарха.
(Продолжение следует.)
Виталий ВОЛКОВ, эксперт по Центральной Азии в Германии, специально для «Новой» — Казахстан»