Один из ведущих знатоков Центральной Азии, бывший премьер-министр Казахстана, а сейчас - живущий в изгнании на Западе оппозиционный лидер Акежан Кажегельдин в интервью Deutsche Welle рассказал, что Шавкат Мирзиёев, будучи премьер-министром "под Каримовым", в первую очередь должен был быть абсолютно лояльным к начальнику.
"В той роли он не занимался стратегией, а был, прежде всего, техническим исполнителем при Каримове. Но он разбирается в механизмах функционирования государства. Судя по тому, что на него давно делалась ставка, он должен продолжить прежнюю национальную стратегию. А это принцип внеблоковости, большее внимание не к глобальной, а к региональной проблематике и настрой на укрепление экономики", - считает он.
Кажегельдин уверен, что новый глава государства понимает две основные характеристики того наследства, которое получил от Каримова - что с одной стороны, Узбекистан в отношении модернизации сильно отстал от передовых стран, а, с другой, что более сильного государства с точки зрения функционирования государственных институтов в Центральной Азии сегодня нет.
"Пока сигналы, которые Шавкат Мирзиёев и его команда послали на Запад, восприняты с осторожным оптимизмом. В частности, приглашение западных наблюдателей на выборы, амнистия, в том числе, группы политических заключенных, явные знаки к улучшению отношений с соседями - Таджикистаном и Кыргызстаном, между которыми и Ташкентом накопилось много спорных вопросов и взаимных претензий", - говорит Акежан Кажегельдин. По его словам, эти и другие сигналы дают основания полагать, что новый президент берет курс на модернизацию экономики и на большую свободу предпринимательству.
К примеру, 27 ноября был опубликован для обсуждения проект постановления президента, предусматривающий "установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам исключительно с использованием рыночных механизмов". Сейчас в Узбекистане действуют драконовские ограничения на обмен валюты, а наряду с официальным курсом обмена сома существует курс "черного рынка", более чем вдвое отличающийся от официального. Президентский проект уже вызвал позитивные комментарии среди иностранных наблюдателей. Если этот план не будет спущен на тормозах, президенту Узбекистана уже на первых порах в новой роли предстоит преодолеть скрытое, но, возможно, тем более ощутимое сопротивление различных группировок, находящихся во власти. Но тут, указывает Акежан Кажегельдин, на руку Шавкату Мирзиёеву играет выстроенный десятилетиями механизм, когда государство "присутствует в каждом закоулке этой страны".
Он дает президенту возможность проводить модернизацию сверху. Другое дело, что расширяя экономические свободы, он столкнется с тем, что когда-то надо будет давать больше правовых свобод. И это будет самый тяжелый момент для руководства, привыкшего к авторитарному правлению, отмечает эксперт.
CA-NEWS (UZ), 06.12.2016