На момент осмотра прибывшими из-за границы врачами президент Узбекистана Ислам Каримов был фактически мертв, рассказал финский нейрохирург Юха Хернесниеми.
Поддержание жизнедеятельности организма пациента врач назвал «играми»
Финский нейрохирург Юха Хернесниеми, участвовавший в консилиуме врачей после инсульта президента Узбекистана Ислама Каримова, рассказал, что на момент осмотра президент был фактически мертв, сообщает финское издание Yle.
«Операция уже не имела на том этапе смысла, я не считал разумным продолжение лечения. Пациент был фактически мертв, это была смерть мозга. Группы специалистов-медиков дали свои заключения, и после этого начались игры во власти», — рассказал хирург.
Врач пояснил, что «играми» он называет ситуацию, когда пациента подключают к аппаратуре жизнеобеспечения и некоторое время не сообщают о его смерти. Из аналогичных примеров Хернесниеми вспомнил случай с находившимся длительное время в коме бывшим премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном и испанским диктатором Франсиско Франко.
В день официального объявления о смерти Каримова — 2 сентября 2016 года — власти Узбекистана опубликовали медицинское заключение. В нем говорилось, что 27 августа президента привезли в Центральную клиническую больницу медико-санитарного объединения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан «в бессознательном состоянии». Во время обследования врачи нашли у Каримова «острое нарушение мозгового кровообращения с массивным субарахноидальным кровоизлиянием (инсульт)», а давление достигало 250/120 мм рт.ст. После этого у президента Узбекистана остановилось сердце. Его удалось запустить через 20 минут, но у Каримова развилась «атоническая кома с угнетением функций ствола головного мозга». Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.
Источник в медицинских кругах и научный руководитель Научно-исследовательского института нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко Александр Коновалов 31 августа рассказали РБК, что в лечении Каримова участвуют российские медики. «Они там давно, уже с первого момента, находятся — наши врачи», — заявил Коновалов в разговоре с РБК. По его словам, курировал этот вопрос директор института, заведующий нейротравматологическим отделением Александр Потапов.
В медицинском заключении о смерти президента Узбекистана говорилось, что свои консультации во время лечения давали директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Лео Бокерия, директор Научного центра нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко Александр Потапов, директор Кардиоторакального центра (Монако) профессор Хьюго Катус, вице-президент и исполнительный директор Ганноверского интернационального института нейрохирургии (Германия) профессор Джилли Дрейфус и другие врачи, среди которых был назван профессор отдела нейрохирургии Центрального госпиталя Хельсинкского университета Юха Хернесниеми.
РБК, 05.09.2016