В дни празднования 300-летия Абылай хана Азаттык беседует с историком об историческом образе и о современном политическом восприятии хана. 30 сентября официальный представитель Службы центральных коммуникаций при президенте Казахстана Алтай Абибуллаев сообщил, что на этой неделе начнутся юбилейные мероприятия, посвященные 300-летию Абылай хана. 5 октября в Кокшетау состоится международная научно-практическая конференция на тему «Абылай хан и его историческая эпоха». На площади Абылай хана запланировано проведение культурных мероприятий.
Палитра политических оценок исторической роли Абылай хана, влиятельного правителя Казахского ханства конца 18-го века, в постсоветском Казахстане отличается контрастами. Празднование его 300-летия с опозданием на два года, да и то в масштабе областного центра, порождает в обществе различные мнения.
Азаттык взял интервью по этому поводу у историка Зардыхана Кинаятулы, приглашенного на международную научно-практическую конференцию в Кокшетау.
Азаттык: В 1991 году 280-летие Абылай хана отмечалось в Кокшетау в течение трех дней. Разве 300-летие должны были отметить не в 2011 году?
Зардыхан Кинаятулы: В 2011 году мы отметили 20-летие независимости страны. Идеологи, возможно, посчитали, что если вдобавок к этому еще отметить 300-летие Абылай хана, то его роль каким-то образом может усилиться.
Азаттык: В начале 1990-х годов часто сравнивали президента Казахстана с Абылай ханом, звучала риторика, что в далеком и недавнем прошлом не было еще другого такого же видного, глубокого, дальновидного, мудрого государственного правителя, кроме Абылая. Позднее такого рода мнения сошли на нет. Как вы думаете, почему?
Зардыхан Кинаятулы: Абылай хан — великая личность. Это так и с военной, и с политической точки зрения. Это необходимо признать на государственном уровне. Как хан, он сыграл большую роль и в создании государства, и в войне с джунгарами. В одно время высказывалось мнение, что Абылай не был главным казахским ханом. Абылай хан был главным ханом в период с 1771 по 1781 год. Россия его не признала, но его признал народ.
Однако нельзя сказать, что казахское государство было создано одним только Абылай ханом. Каждый из 32 казахских ханов сыграл в этом свою роль. При Касым хане и Хакназар хане были очерчены границы, которые мы сейчас имеем. Эти границы до настоящего времени не изменились, мы продолжаем жить на этой территории. Делимитация границ — явление, имевшее место в 19-м веке. Для сравнения, делимитация между Турцией и Россией была проведена в 1917 году. В целом нельзя сравнивать время сущестования ханства с современным периодом.
Азаттык: В статье президента Нурсултана Назарбаева об Абылай хане, которая была опубликована в СМИ 2 октября, есть такие строки: «Нынешнее поколение достигло высокой цели, к которой так стремился Абылай… Созидательный Казахстан уважаем во всем мире, он превратился в суверенное государство, крепко стоящее на ногах, славящееся своим единством и гармонией».
Зардыхан Кинаятулы: Да, действительно, мечта Абылай хана сбылась: мы стали самостоятельным государством. Однако это не связано с одним лишь президентом Назарбаевым. Спросите почему? В то время, когда Казахстан находился в составе Советского Союза, у него были свои границы и столица, страна называлась Казахской Советской Социалистической Республикой. Хотя она и не входила в Организацию Объединенных Наций, в масштабе Советского Союза считалась самостоятельной республикой.
Азаттык: Исследователи пишут, что при Абылай хане интересы Казахского ханства умело отстаивались в дипломатических отношениях с Китаем и Россией. Казахстан и сейчас придерживается многовекторной политики и устанавливает тесные взаимоотношения с двумя этими странами. В чем сходство этих двух периодов?
Зардыхан Кинаятулы: Эти два периода совершенно разные. Во времена Абылая с одной стороны давление оказывали русские, с другой — империя Цинь. Казахи на тот момент не были сильными. Это было время, когда у страны не было своего международного статуса. А сейчас какая есть необходимость так оглядываться на Россию и Китай? Нас никто не завоевывает, не оказывает давление. По-моему, в такой ситуации нужно вести самостоятельную национальную политику.
Азаттык: Может ли после научно-практической конференции в Кокшетау исторический образ Абылай хана рассматриваться по-другому?
Зардыхан Кинаятулы: Начинания государственного секретаря Марата Тажина, предпринятые в последнее время в связи с историческими исследованиями, конечно, вдохновили исследователей. Возможно, при изучении периода правления Абылай хана будут изменения с современной идеологической точки зрения. Тем не менее не могу сказать, что эти исследования будут преследовать задачу возвысить его личность. Судя по тому, что 300-летие Абылая отмечается с опозданием на два года, проведение этого юбилея больше похоже на дежурное мероприятие, которое не провели в свое время.
Азаттык: Спасибо за интервью.
Радио Азаттык