В Алматы идет суд по делу Саяна Хайрова, предположительного лидера террористической группы, которую обвиняют в массовом убийстве в Иле-Алатауском национальном парке. Корреспондент Азаттыка попытался разобраться в этом загадочном и запутанном деле.
38-летний уроженец поселка Бостандык Казталовского района Западно-Казахстанской области Саян Хайров обвиняется в руководстве и участии в террористической группе, незаконном хранении оружия и боеприпасов, изготовлении взрывчатых веществ и в совершении ряда других преступлений. Власти считают, что именно эта группировка виновна в гибели 12 человек в Иле-Алатауском национальном парке летом прошлого года. Но задержать удалось только одного – Саяна Хайрова. На скамье подсудимых он сидит один. Адвокат и жена подсудимого утверждают о его невиновности.
ГРОМКИЕ ОБВИНЕНИЯ
С делом Саяна Хайрова силовики связывают несколько громких преступлений, произошедших в прошлом году незадолго до загадочного убийства 12 человек в национальном природном парке близ Алматы. Прежде всего, похищение бизнесмена в июне 2012 года в городе Атырау, предположительно, с целью вымогания денег. Бизнесмен до сих пор не найден.
С этой группой также связывают взрыв 11 июля 2012 года на окраине Алматы — в доме в поселке Таусамал Карасайского района Алматинской области. Под завалами обнаружены обгоревшие останки девяти человек — четырех женщин и пятерых детей. Взрыв, как предполагается, случился из-за ошибки при изготовлении самодельного взрывного устройства.
Далее к деятельности его «террористической группы» относят массовое убийство в Иле-Алатауском национальном парке в Аксайском ущелье близ Алматы. Там 13—14 августа 2012 года были обнаружены тела 12 человек, в том числе 76-летнего егеря Панайота Захаропуло и 13-летней Виктории Турищевой. Сын егеря Игорь Захаропуло пропал без вести.
Массовое убийство Иле-Алатауском национальном парке всколыхнуло общественность. Свидетелей, которые могли рассказать о тех событиях, не нашлось. Официальная версия менялась по меньшей мере дважды. Поначалу власти утверждали, что массовая резня в Аксайском ущелье произошла на бытовой почве, потом появилась версия о причастности к преступлению возможной террористической группы.
БЫТОВАЯ ВЕРСИЯ
Среди подозреваемых в массовом убийстве поначалу проходили пропавший без вести сын егеря Панайота Захаропуло, Игорь Захаропуло, а также егерь еще одного кордона в Аксайском ущелье Алексей Шкилев, который отсутствовал в момент резни на своем кордоне. В августе прошлого года Шкилев был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия. Это вызвало взрыв возмущения в СМИ — силовиков стали обвинять в том, что они хотят назначить «стрелочников» и наказать их. Появилось много публикаций о том, что егерь Панайот Захаропуло был своего рода последним из могикан, непоколебимых в борьбе с браконьерами.
Впоследствии силовики отказались от версии массового убийства на бытовой почве. В ноябре прошлого года Шкилев был освобожден из-под ареста, а Игорь Захаропуло — через год после резни в Аксайском ущелье — объявлен погибшим. Его жена Ольга говорит, что тело Игоря не найдено. Она не исключает, что его могли убить.
ВЕРСИЯ О ПРИЧАСТНОСТИ ТЕРРОРИСТОВ
Следователи остановились на версии о том, что после взрыва дома в поселке Таусамал в июле 2012 года предполагаемые террористы перебазировались в Иле-Алатауский национальный парк, где вырыли землянку. В ней они, предположительно, прожили с 20 июля по 12 августа прошлого года, насильно удерживая с собой шесть женщин вместе с детьми. Сообщалось, что одна из жен предполагаемых террористов даже родила в землянке ребенка.
По версии следствия, массовое убийство началось с того, что предполагаемые террористы были обнаружены сыном егеря Игорем Захаропуло, и они убили его. Затем они расправились со свидетелями на двух кордонах. «В результате проведенной работы на сегодняшний день у следствия есть веские основания, позволяющие утверждать, что данные преступления совершены членами группировки приверженцев религиозного экстремизма, личности которых достоверно установлены», — сообщило в сентябре прошлого года министерство внутренних дел.
СПЕЦОПЕРАЦИЯ И ЖЕРТВЫ
Генеральная прокуратура заявила, что через несколько дней после массовой резни в Аксайском ущелье виновные были уничтожены — в ходе спецоперации в поселке Тан близ Алматы в заблокированном доме погибли 13 человек.
Спецоперация утром 17 августа 2012 года оказалась не менее резонансной. Стрельба из крупнокалиберных пулеметов и гранатометов была слышна в верхней части Алматы.
СМИ заявили, что после операции среди трупов было найдено обгоревшее тело ребенка. Власти поначалу отрицали это, но затем признали, что среди погибших был несовершеннолетний.
Жена подсудимого Саяна Хайрова, Шынар Бисенбаева, сказала корреспонденту Азаттыка, что во время прошлогодней спецоперации в поселке Тан в заблокированном доме погиб и ее 10-летний сын Ислам.
Силовики поначалу отрицали возможную связь между резней в Иле-Алатауском парке и спецоперацией в поселке Тан. Однако вскоре они заявили, что среди ликвидированных предполагаемых боевиков в поселке Тан были и члены группировки Саяна Хайрова.
САЯН ХАЙРОВ И ЗАЯВКА НА АЛИБИ
Саяна Хайрова не оказалось среди людей, заблокированных в доме в поселке Тан, но через месяц его и еще одного предполагаемого лидера «террористической группы», уроженца Жамбылской области Заурбека Ботабаева, объявили в розыск.
Адвокат Жандос Булхайыр, защищающий Хайрова, утверждает, что его подзащитный находился за пределами Казахстана в то время, когда проводилась спецоперация в поселке Тан, а также в то время, когда несколькими днями ранее произошла резня в Иле-Алатауском национальном парке близ Алматы.
Жена Саяна Хайрова утверждает, что он — еще до произошедшей в августе прошлого года резни в Иле-Алатауском парке — покинул ее и детей еще до совершения массового убийства и она не знала, где он находится.
Саяна Хайрова обнаружили в Кыргызстане в мае этого года и через два месяца этапировали в Казахстан.
Другой предполагаемый лидер террористической группы Заурбек Ботабаев находится в бегах.
Суд по делу Саяна Хайрова ведет судья Алмалинского районного суда Алматы Гулшахар Чинибекова. Основные слушания будут открытыми, хотя три предварительных слушания прошли в закрытом режиме.
Видеосюжет из зала суда по делу о массовом убийстве в Аксайском ущелье:
Радио Азаттык