Традиционное совещание ОБСЕ по правам человека, которое в этом году проходит в Варшаве, еще не закончилось, но уже сейчас понятно, что оно станет одним из самых скандальных для нашего региона.
По крайней мере две страны Центральной Азии обиделись на организаторов масштабного мероприятия из-за того, что в залы совещания допустили критикующих официальную власть, и, скорее всего, этот конфликт будет набирать обороты уже внутри государств. Речь идет о Таджикистане и Кыргызстане.
«Открытая Азия онлайн» расскажет об острых моментах текущего совещания и о том, что происходило в Душанбе и Бишкеке после нелицеприятных заявлений на сессиях совещания ОБСЕ.
Когда молчание громче всех слов
19 сентября в зал, где проходила одна из сессий совещания ОБСЕ, беспрепятственно вошли представители Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и «Группы 24». Обе эти организации в республике запрещены и объявлены Верховным судом Таджикистана террористическими. Группа из 20 человек устроила на совещании молчаливую акцию протеста, требуя освободить из мест заключения своих единомышленников. Все активисты были одеты в белые футболки с изображениями членов ПИВТ и надписями «свободу политическим заключенным».
Когда-то ПИВТ была в Таджикистане парламентской партией. Ее запретили в прошлом году после бунта, который устроили высокопоставленные военные, связанные с этой партией. Председатель организации Мухиддин Кабири сбежал в Турцию, а в стране стали жестко преследовать его сторонников. Тех лидеров, которых удалось задержать, приговорили к длительным срокам или к пожизненному заключению. Но многие бежали в разные страны, где получили статус беженцев. Именно им и удалось зарегистрироваться для участия в совещании ОБСЕ. Официальная таджикская делегация не стала дожидаться окончания акции оппозиционеров и досрочно покинула совещание ОБСЕ в Варшаве.
«Допуск преступных элементов к ежегодным совещаниям БДИПЧ ОБСЕ подрывает имидж этой организации и не способствует конструктивному диалогу в рамках совещания... Мы, как и представители других стран, которые также выступили по этому поводу, не можем согласиться, что некоторые террористы получают право участвовать в мероприятиях ОБСЕ. Террорист есть террорист, они не делятся на хороших и плохих, своих или чужих. .. В связи с вышеизложенным наша делегация считает невозможным свое дальнейшее участие в работе нынешнего совещания БДИПЧ ОБСЕ по человеческому измерению. Делегация Таджикистана покидает совещание», - было сказано в заявлении.
В этот же день организация Human Rights Watch заявила о том, что после акции активистов оппозиции в Таджикистане якобы были задержаны и подверглись прессингу со стороны властей около 50 их родственников. Официальные власти страны эту информацию не подтвердили.
«Авангард» против ПИВТ
Скандал докатился до Душанбе. Активисты молодежной группы «Авангард» написали обращение в представительство ОБСЕ, в котором выразили недоумение по поводу появления на Совещании сторонники запрещенных организаций. Не получив ответа, таджикская молодежь устроила массовые акции протеста, к которым присоединились студенты нескольких вузов. Они три дня осаждали представительство ОБСЕ, а потом распространили обращение, в котором в резкой форме осудили политику этой международной организации в отношении Таджикистана.
«То, что позволяет ОБСЕ в отношении Таджикистана, она не может позволить в отношении сильных мира сего, таких стран, как США, Россия, Германия, Франция... Во всем мире преступники должны сидеть в тюрьме, а не гулять по заседаниям ОБСЕ», - отметили студенты.
Группа митингующих принесла с собой портреты Мухиддина Кабири, главы ПИВТ, Дододжона Атовулло, главы движения «Ватандор», и Шарофиддина Гадоева, лидера «Группы 24», которые тут же были сожжены и растоптаны.
Горящие портреты и разбитые яйца
27 сентября группа проправительственных активистов прибыла на автобусе к дому Рахматулло Раджаба, осужденного члена Высшего политсовета запрещенной в Таджикистане партии Исламского возрождения, забросала стены и окна дома яйцами и сожгла у ворот портреты и плакаты.
Супруга осужденного члена ПИВТ, Валамат Иброхимзода, сообщила журналистам, что активистов было около 30-40 человек. «На улице они вышли, разбили ячейку яиц, пинали дверь, сожгли плакаты. У нас остался только этот дом, мы все напуганы. В чем дело?» - сказала она журналистам.
Семья испугалась, что молодые люди ворвутся в дом. Тем не менее, женщина вышла к ним. Приехавшие сказали, что они прибыли в знак протеста против присутствия ее детей и членов ПИВТ на недавнем заседании ОБСЕ в Варшаве. Женщину тоже закидали яйцами, но обращаться в милицию она не намерена. Ранее молодежь провела аналогичные акции у дома Саидумара Хусайни, осужденного заместителя председателя ПИВТ, и возле дома Сайида Абдуло Нури, покойного лидера партии. Активисты утверждали, что дети Хусайни и Нури также присутствовали на упомянутом заседании ОБСЕ.
Понизят ли в Кыргызстане статус ОБСЕ?
Нешуточные страсти, связанные с совещанием ОБСЕ, кипели в эти дни и в Бишкеке. Все началось после того, как заочно осужденный в Кыргызстане бизнесмен Кадыржан Батыров выступил на одной из сессий и подверг критике официальные власти за давление на оппозицию, а также призвал международное сообщество обратить внимание на осужденного правозащитника Азимжана Аскарова.
Как сообщает ZANOZA.KG, Батыров также подверг критике идею президента Атамбаева изменить Конституцию Кыргызстана.
"Он теперь хочет под себя переделать Конституцию. Нынешняя Конституция, понимаешь ли, оказывается, его не устраивает. Поэтому члены Временного правительства пошли против и официально, письменно отказались от этой идеи, и его тоже попросили этого не делать", - заявил он.
Кадыржан Батыров выступил 20 сентября. Но официальная делегация Кыргызстана, которая находилась в это же время на этом же мероприятии, среагировала только через два дня. Ее члены выразили озабоченность тем фактом, что осужденный и находящийся в розыске человек использовал площадку Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ для озвучивания своих оценок.
Свое недоумение выразил и МИД страны, распространив сообщение, в котором отмечалось, что "Кыргызская Республика вновь выражает недоумение фактом, когда некоторые страны и организации допускают, что преступник Батыров использует международную площадку как возможность в очередной раз напомнить о себе и выставить себя борцом за права человека".
"Кыргызская сторона потребовала закрыть доступ всем осужденным и скрывающимся от наказания преступникам на все мероприятия в рамках ОБСЕ, прежде всего - Батырову... Генеральному секретарю ОБСЕ было предложено незамедлительно предпринять меры, могущие дезавуировать возможные негативные последствия этого события", - говорится в заявлении.
Тем временем, агентство "Фергана" сообщило, что Министерство иностранных дел Кыргызстана намерено с 1 января 2017 года преобразовать Центр ОБСЕ в Бишкеке в Программный офис ОБСЕ. Информированный источник пояснил, что это решение означает понижение статуса ОБСЕ, но в чем конкретно будет заключаться разница между двумя форматами, пока не ясно.
"Как показывает опыт Казахстана, где точно так же был понижен статус Центра ОБСЕ до программного офиса, это не сулит ничего хорошего. В Астане теперь все мероприятия офиса ОБСЕ проводятся только по согласованию с казахстанским МИД. А раньше сотрудники Центра ОБСЕ просто ставили местный МИД в известность. Наверное, теперь и офис в Бишкеке не сможет пальцем шевельнуть без разрешения МИД Кыргызстана", - предположил собеседник "Ферганы".
А вы, друзья, как ни садитесь...
К слову, досталось и двум кыргызским правозащитницам, которые на скандальной сессии сидели рядом за одним столом с одиозным Батыровым. Это председатель правления правозащитного движения «Бир Дуйно-Кыргызстан» Толекан Исмаилова и глава правозащитного центра «Кылым шамы» Азиза Абдурасулова.
В Кыргызстане в адрес указанных дам начались угрозы, причем они были связаны только с тем фактом, что Исмаилова и Абдурасулова сидели рядом с Батыровым и «неправильно», с точки зрения оппонентов, реагировали на его выступление. Об этом в издательстве RATEL.KZ написал казахстанский правозащитник Евгений Жовтис. Согласно сообщениям СМИ, пресс-служба МВД Кыргызстана подтвердила, что ведомство начало «оперативную работу» по привлечению к ответственности «граждан Кыргызстана», сидевших рядом с Батыровым во время его выступления на мероприятии ОБСЕ в Варшаве. «Оперативная» работа началась после заявлений депутатов кыргызского парламента Максата Сабирова и Руслана Казакбаева, потребовавших привлечения правозащитниц к уголовной ответственности, хотя представитель МВД Кыргызстана отрицал такую возможность.
Одновременно в социальных сетях в Кыргызской Республике развернулась настоящая травля правозащитниц, а молодые кыргызские «патриоты» угрожают встретить «предательниц» в аэропорту и «разобраться», - пишет Жовтис. Он сообщил, что сразу же по инициативе казахстанских правозащитников совместно с правозащитниками ещё более 10 стран было распространено заявление с требованием к делегации Кыргызстана официально заявить о гарантиях безопасности Исмаиловой и Абдурасуловой, а также к ОБСЕ – предпринять аналогичные меры.
Таким образом разгоревшиеся страсти оттеснили на второй план мероприятия, подготовленные остальными делегациями стран Центральной Азии. Это брифинги и доклады о соблюдении прав человека, о ситуации с политзаключенными, о судебных процессах над журналистами и прочее. Вся эта информация, ради которой и организовываются подобные встречи, осталась без должного внимания. Участники, затаившись, ждут развития скандальных событий, которыми была ознаменована первая неделя Совещания.
Open Asia, 03.10.2016