Шестидневная забастовка работников буровой компании ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью) «Бургылау» в Жанаозене окончилась удовлетворением всех требований протестующих. Об этом после семичасовых переговоров с недовольными бурильщиками заявил аким (глава администрации) Мангистауской области Алик Айдарбаев.
По всей видимости, власти серьезно обеспокоились эскалацией забастовки, которая стала принимать форму массовой голодовки. К сорока нефтяникам, объявившим о старте голодовки 4 октября, буквально на следующий день присоединились 460 рабочих, и еще около двухсот нефтяников соседнего мероприятия высказали намерение поддержать коллег.
Пятого октября на встречу с бастующими приехали глава области, представители областной прокуратуры, а также руководство ТОО «Бургылау». В ходе переговоров сторонам удалось достигнуть договоренности по всем выставленным требованиям рабочих. Так, компания получит дополнительный объем работ до конца года - разработка еще 34 скважин на сумму около шести миллиардов тенге ($18 млн). Из этих средств руководство ТОО «Бургылау» и планирует увеличение выплат своим работникам.
«Единая система оплаты труда (ЕСОТ) - это внутренний документ АО «КазМунайГаз». Так как ТОО «Бургылау» является ТОО, оно не может присоединиться к этой системе, однако руководство компании разработает свою систему оплаты труда, по параметрам схожую с ЕСОТ. Также обсуждается вопрос пересмотра тарифов за обслуживание между ТОО «Бургылау» и «КазМунайГазом», — сообщил Айдарбаев по результатам переговоров.
Руководство «Бургылау» пошло на уступки и в отношении требований бастующих работников о невмешательстве в профсоюзную деятельность: избранный общим собранием бурильщиков Сакен Бекгалыев станет председателем профсоюза компании, а работодатель в апелляционном порядке погасит его судимость. Этот вопрос будет находиться под контролем главы области и областной прокуратуры.
После того как Бекгалыев сообщил рабочим о «полном взаимопонимании по всем вопросам с руководством», протестующие решили прекратить забастовку и разошлись по домам.
«У нас состоялся конструктивный диалог с руководством компании и акимом области. Наши требования удовлетворены, поэтому работники предприятия приступят к своим рабочим обязанностям», — заявил Бекгалыев.
Напомним, в Жанаозене работники буровой компании бастовали шесть дней. Забастовка началась 30 сентября. В ней участвовали несколько сотен работников ТОО «Бургылау» — подрядной организации «ОзенМунайГаз».
Основной причиной отказа выйти на работу, по словам бастующих, стала низкая заработная плата и гонения в адрес председателя профсоюзной организации. В настоящее время средняя зарплата бастующих составляет от 100 до 200 тысяч тенге ($300-600). Тем не менее, руководство ТОО «Бургылау» заявило СМИ о своем удивлении требованиями рабочих, поскольку до 2014 года зарплата бурильщиков доходила до одного миллиона тенге, а сейчас средняя зарплата составляет 350-400 тысяч тенге. Ряд казахстанских медиа сразу же подхватил тему о завышенных требованиях нефтяников в условиях кризиса. Кстати, подобная тактика апеллирования к общественному мнению избиралась руководством нефтяных предприятий Западного Казахстана, где бастовали рабочие, и в 2011 году.
Дала оценку событиям в Жанаозене и министр здравоохранения и социального развития Казахстана Тамара Дуйсенова, которая заявила, что компания «Бургылау» не нарушала трудового законодательства, так как бурильщики ставят конкретный вопрос перевода их на ЕСОТ.
«На основании этого могли пересмотреть их бонусы. Дело в том, что ЕСОТ была принята для предприятий «Казмунайгаза», а «Бургылау» - отдельное частное предприятие. Для того чтобы внедрить именно такую систему, необходимо отраслевое соглашение, где должна быть прописана система оплаты труда», - пояснила Дуйсенова.
Всего работники выдвигали шесть требований: переход на единую систему оплаты труда и выплата разницы между существующей системой и ЕСОТ за 2014 и 2015 годы; начисление бонусов за 2014, 2015, 2016 годы; выплата зарплаты как за восьмичасовой рабочий день; разъяснение по трудовым отпускам за 2015 год; пересчет заработной платы шоферам, в том числе и работающим на спецтехнике; невмешательство руководства компании в профсоюзную деятельность.
Международное информационное агентство «Фергана», 06.10.2016