Лидер Армении Пашинян требует объяснений по ситуации в организации от президентов Белоруссии и Казахстана, а те предпочитают вести диалог с главой не входящего в блок Азербайджана Алиевым.
Интересные времена настали для Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Внешние попытки развалить или скомпрометировать этот блок пока не увенчались успехом, но за дело энергично взялся его участник в лице и. о. премьера Армении Никола Пашиняна. Напомним, что придя к власти революционным путем, новые армянские власти арестовали генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова, занимавшего этот пост от Армении по ротации. В курс дела ОДКБ поставлена не была, никакие консультации на этот счет с ней не велись, Хачатуров предварительно отозван не был. А поскольку инкриминируемые ему на родине «преступления» не имели никакого отношения к его деятельности в ОДКБ, и вообще от них попахивает сведением внутриполитических счетов, большого скандала можно было спокойно избежать. Однако Пашинян этого не сделал.
Теперь он настаивает на том, чтобы на пост генсека снова был назначен другой представитель Армении, но этому открыто противятся президенты Белоруссии и Казахстана — Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. Против этих двух политических тяжеловесов, что называется, не попрешь, тем более, что они не сочувствуют ни революционному захвату власти в Армении, ни позиции Еревана в урегулировании карабахского конфликта. И вообще — у них прекрасные отношения с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Азербайджан, напомним, членом ОДКБ не является, тем не менее, его руководитель, судя по всему, в курсе дел этой организации, которая не прочь принять в свои ряды и эту страну.
На состоявшемся в ноябре заседании ОДКБ Пашинян потерпел полное фиаско: ему открыто дали понять, что обязанности генсека организации перейдут (по алфавиту) к представителю Белоруссии, и ни одна предложенная прозападным революционером кандидатура утверждена не будет. Окончательно вопрос решится на саммите ОДКБ в Петербурге, запланированном на 6 декабря. Надо думать, Назарбаев и Лукашенко сумеют настоять на утверждении кандидатуры, выдвинутой Белоруссией.
В промежутке между двумя «сходками» ОДКБ Лукашенко встретился с послом Азербайджана в Белоруссии Латифом Гандиловым и сообщил ему, что Минск готов предложить трех кандидатов на пост генсека организации, а Пашиняну следует разобраться в ситуации с собственным правительством. После этого вопрос, связанный с генсеком, обсуждался с президентом Алиевым послом Белоруссии в Азербайджане.
Пашиняну это очень не понравилось. По его заявлению, он «крайне удивлен» тем, что человек, руководящий республикой «тридцать или сколько-то там лет, позволяет себе такое». Заседание ОДКБ было закрытым, пояснил он, и обсуждение поднятых на нем вопросов с послом иностранного государства, в блок не входящего, недопустимо. «Разумеется, — сказал он, — я буду требовать разъяснения у президента Белоруссии».
Но не только у него: «отвечать» придется и президенту Казахстана, подтвердившему, что на пост генсека ОДКБ будет назначен представитель Белоруссии. По его словам, все главы государств-членов организации сошлись на том, что до истечения полномочий генсека от Армении, если б не его досрочный уход с поста, остается всего лишь год, и за это время новый представитель от РА «не успеет даже объездить страны», входящие в блок. «Поэтому, — резюмировал Назарбаев, — нам нужен нормальный действующий генеральный секретарь».
«Требовать разъяснений» Пашинян, конечно, может, но тут дело в том — с кого требуешь? С Лукашенко и Назарбаева? Трудновато. Надежда на то, что решения в организации принимаются на основе консенсуса, и Армения сумеет заблокировать любую инициативу ОДКБ, вряд ли оправдаются. Здесь, скорее, практикуется так называемый «выборочный консенсус», но до сих пор проблем с ним и скандалов не было. МИД Белоруссии довольно издевательски прокомментировал претензии Пашиняна к Лукашенко.
Как передает Sputnik Беларусь, пресс-секретарь внешнеполитического ведомства РБ Анатолий Глаз указал и. о. премьера Армении на то, что тот, видимо, «пока не понял: правила так называемой уличной демократии неприемлемы в большой политике. Жаль, надеемся, что со временем это пройдет». «Видимо, — сказал он, — исполняющий обязанности премьер-министра Армении возомнил себя международным прокурором, уполномоченным карать или миловать». По словам представителя белорусского МИД, это может быть приемлемо в отношении бывшего генсека ОДКБ — гражданина Армении Юрия Хачатурова, но в международных отношениях существуют четкие нормы протокола и этикета.
А тут еще на этой неделе Лукашенко принимал у себя Ильхама Алиева. И не просто принимал, но заверил его в том, что Баку был и остается для Минска надежным стратегическим партнером, и он «готов искренне и открыто содействовать продвижению интересов Азербайджана в центре Европы». В отношениях между Белоруссией и Азербайджаном, подчеркнул Лукашенко, нет и никогда не будет «скрытых и закрытых тем».
Жару в топку такой «любви и дружбы», за развитием которых внимательно следят в Ереване, поддал и Алиев, сообщивший журналистам по итогам переговоров с Лукашенко, что Белоруссия и Азербайджан готовят контракт на очередную поставку белорусской военной техники. Стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Государственным военно-промышленным комитетом Белоруссии и Министерством обороны Азербайджана в области поставок вооружения и техники противовоздушной обороны. В самое ближайшее время, пообещал Алиев, документ этот будет трансформирован в контракт.
Президент Азербайджана также отметил «высокое качество и эффективность» военно-технической продукции, произведенной в РБ. Среди прочего Алиев поблагодарил Минск за его позицию в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Но вернемся к вопросу о генсеке ОДКБ. Если Армения не сумеет настоять на назначении на этот пост своего представителя, а это, судя по всему, ей не удастся, она понесет серьезные имиджевые потери вообще, а в электорате революционной власти — в частности. Но виновным в этом будет только сама армянская власть, игнорировавшая, помимо международной репутации ОДКБ, политический иммунитет ее генсека и процедуру его отзыва. Соответственно, она настроила против себя всю ОДКБ, вплоть до того, что о ситуации, сложившейся в этой организации, открыто доложили Алиеву, что означает гораздо большее доверие глав государств, входящих в блок, президенту Азербайджана, нежели лидеру Армении. Так что не исключено, если Баку пожелает получить статус наблюдателя в ОДКБ или даже вступить в организацию, хотя последнее на данном этапе маловероятно, Ереван уломают дать формальное согласие, придумав «выгодный» для него предлог.
В общем, от непродуманного ареста Хачатурова Армения сильно пострадала — и не только на внешней, но и на внутриполитической ниве, поскольку Пашинян, в связи с его тяжбой с оппонентами в ОДКБ и их явным пренебрежением Ереваном, стал перед парламентскими выборами объектом для дополнительных нападок со стороны оппозиции. И теперь его обвиняют в дипломатической несостоятельности и неспособности отстаивать интересы страны.
Собственно, с точки зрения безопасности Армении «происхождение» генсека ОДКБ не имеет никакого значения: решающим здесь является, как далеко зайдут Пашинян и его команда во внешнеполитической «самостоятельности» и охоте на «ведьм», привечаемых Москвой. Для Пашиняна сейчас главным является не слишком раздражать Москву не только в контексте ОДКБ, но также «наездов» на российский бизнес, заигрывания с НАТО и Западом в целом. Ведь, по сути, ценность для Армении в ОДКБ представляет только Россия, продающая вооружение и Армении, и Азербайджану, остро критикуемая Ереваном за такое «предательство» интересов «союзника», однако не допускающая масштабного военного столкновения противоборствующих сторон.
Ну, а сейчас Армению шокировало нарастающее военное сотрудничество Азербайджана и с Белоруссией. То есть еще один ее «союзник» по ОДКБ не выполняет своих обязательств, о чем и заявил Пашинян на пресс-конференции в Ереване, комментируя вопрос поставок вооружения в Азербайджан. Он напомнил: «Три месяца назад была поставлена (Азербайджану) партия „Полонезов“, договор по которым был подписан намного раньше. И это все происходило в условиях, когда представитель Армении занимал пост генсека ОДКБ».
Последний упрек видится весьма легковесным — ведь Белоруссия поставляет вооружение Азербайджану не в рамках ОДКБ, а на двусторонней основе. Пашинян же считает, что «подобные сделки ослабляют структуру ОДКБ», и Ереван их осуждает. Если смотреть на вещи, так сказать, «плоско» и вне контекстов, — он прав. Но вправе ли он говорить об ослаблении ОДКБ, когда напрямую и прицельно сам ослабил эту самую «структуру». И тут его разговоры о том, что Армения, в отличие от других участников ОДКБ, полностью выполняет свои союзнические обязательства в рамках этой организации, остаются всего лишь разговорами.
Так что намерение Пашиняна добиться «разъяснений» от ОДКБ, «дать новое содержание» блоку «для уточнения взаимных обязательств и отношений, а также внедрения прогнозируемой политики», тоже растворится в эфире. Потому как признаков «прогнозируемой политики» самого Еревана пока не видно, а посему он весьма уязвим.
Ирина Джорбенадзе
RosBalt.Ru, 21 ноября 2018