Менее чем за полгода до принятия председательства в одном из европейских флагманов по защите прав человека Казахстан произвел на свет драконовский закон об Интернете.
Новый закон следует по пути подобных же репрессий в отношении политических онлайн-сообщений в других бывших советских республиках и оповещает о растущем страхе в правительственных кругах этих авторитарных государств после политических беспорядков в Иране и Молдове, поддержанных сайтами онлайн-общения, такими как Twitter и Facebook.
Казахский президент Нурсултан Назарбаев 10 июля подписал закон, по которому все онлайновые дискуссии классифицируются как публикации. В результате любой комментарий, появившийся в блоге, форуме, чат-руме или на сайте общения, подчиняется и без того карательным законам о СМИ и о клевете. Закон также ограничивает иностранные новостные издания, которые могут быть блокированы, если их сочтут виновными в распространении информации, нарушающем закон Казахстана о свободе высказывания.
Группы по защите прав человека немедленно подняли тревогу. «Фразеология этих запретов направлена на политические дискуссии и настолько широка, что ее можно интерпретировать произвольно», - сказала Холли Картнер, региональный директор Human Rights Watch.
Этот закон в первую очередь является реакцией на веб-сайты, публикующие информацию о Рахате Алиеве, бывшем зяте президента Назарбаева, который теперь живет в Австрии. После ссоры с первым семейством Алиев – бывший посол и шеф секретных служб – теперь ведет информационную войну против бывшего родственника на расстоянии, публикуя компрометирующие прослушки телефонных переговоров.
Со своей стороны казахские власти обвинили бывшего зятя заочно, приговорив его к десятилетиям тюремного заключения, сначала за то, что они назвали организацией похищения трех банковских менеджеров, а затем за подготовку государственного переворота.
Но власть Интернета, способная мобилизовать большие группы людей и распространять информацию, не санкционированную властями, всегда беспокоила казахских чиновников. «Интернет должен быть регулируемым, - процитировала местная пресса Куанышбека Есекеева, главу казахского агентства по информатизации и связи. – Если пустить его на самотек, мы повторим исторический опыт Молдовы, где из-за Интернета люди вышли бастовать на улицы».
Власти Азербайджана, удерживаемого железной хваткой президента Ильхама Алиева, предприняли похожие действия. На прошлой неделе молодые активисты оппозиции Аднан Хаджи-заде и Эмин Милли сидели с друзьями в ресторане в Баку, когда их атаковали двое мужчин. Когда же они пришли заявить на нападавших в полицию, их арестовали по обвинению в «хулиганстве», теперь им грозит пять лет тюрьмы.
Их сторонники утверждают, что их настоящим преступлением стала публикация в Интернете сатирического видео, высмеивающего правительство и представившего мужчину в костюме осла, ведущего пресс-конференцию. Видео было злым комментарием на недавнее решение правительства приобрести ослов за границей за необычно большие деньги, а также на закон, запрещающий работу неправительственных организаций. На видео мужчина в просторном ослином костюме жаловался на кражу своего багажа и играл на скрипке (чтобы оправдать свою высокую стоимость) и критиковал закон об НПО.
«В Азербайджане возможности для ослов огромны, -- говорил осел репортерам с каменными лицами. – Если вы настоящий осел, вы можете преуспеть практически во всем. Я буду значительно счастливее в Азербайджане. И попытаюсь стать большим ослом, чем я был».
Азербайджан и Казахстан считаются стратегическими для Запада странами. Обе купаются в нефти и газе, обе ведут иностранную политику, временами противоположную интересам Москвы. Обе страны – светские мусульманские государства, предоставившие поддержку Западу в войне с исламским экстремизмом. В признание важности Казахстана и в попытках предотвратить его более близкий союз с Россией – и, возможно, с Китаем – европейские страны наградили эту страну председательством в ОБСЕ на 2010 год
Сторонники этого решения считают, что председательство стимулирует продвижение Казахстана по дороге к объединенному управлению. Критики же высмеивают идею о том, что страна с пожизненным президентом и однопартийным парламентом может следить за ключевыми функциями ОБСЕ, такими как мониторинг выборов. Для многих тот факт, что Назарбаев подписал вышеупомянутый закон за несколько дней до визита помощника госсекретаря Уильяма Бернса, является сигналом о том, что Казахстан не станет проводить никаких важных реформ.
«До сих пор это была позиция «поживем - увидим», - говорит на условиях анонимности эксперт, работающий с западной организацией в Казахстане. – Закон об Интернете - показал, что казахи – не те партнеры, которым можно доверить позицию председателя. Они могут серьезно навредить ОБСЕ».