Сегодня во многом благодаря Интернету заметно актуализировалось противостояние между двумя идеологическими лагерями: либералами-западниками с одной стороны и совками-державниками – с другой. В последнее время помимо привычных споров о том, чей путь лучше, все чаще звучат пророчества о крахе, с одной стороны, цитадели Запада – США, с другой – лидера всех «униженных и оскорбленных» – России.
Так, в частности, недавно много шума наделала статья российского профессора Игоря Панарина, который на полном серьезе предсказывает в 2010 году экономический крах США и раздел страны на шесть частей, которые отойдут к соседним странам (Аляска, естественно, — к России).
Само по себе мнение одного человека, пусть даже в статусе доктора наук, вряд ли бы привлекло повышенное внимание, если бы не очевидная раскрутка этого «провидца» со стороны провластных российских СМИ. То ли Кремлю понравился такой прогноз, то ли сам он Панарина на него подвигнул, но нынче при всей явной бредовости высказанного «анализ» Панарина у российского официоза пользуется повышенным вниманием.
Понятно, что такие перлы не могли обойти молчанием аналитики из либерального лагеря. Высказались многие, в том числе и Илья Мильштейн («Европа-Экспресс», Германия). Его статья, на мой взгляд, наиболее доходчиво отражает позицию западных либералов в полемике не только с Панариным, но и с остальными апологетами имперского мышления, которые убеждают, что нынешний кризис принесет для Запада крах, а для России — начало подъема и процветания. Видимо, статья Мильштейна «Одинокая страна», написанная по следам Панарина, что называется, зацепила за живое, отчего ему тут же ответил некто, пожелавший остаться неизвестным. Его «Ответ жителя одинокой страны» («ИноСМИ», Россия) — вещь предельно искренняя, наполненная гражданским пафосом и откровенной ностальгией по имперскому прошлому, — вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Это своеобразный крик души, имперской по форме и совковой по содержанию. Души, уставшей от унижения и безысходности.
Два мира — два образа... мысли?
Я не зря выбрал два этих материала, потому что в них, как в зеркале (точнее, в зеркалах), отразилось главное, что разделяет этих людей, эти два мировоззрения, два мира. Здесь столкнулись различные способы мышления. С одной стороны, рациональное, построенное на фактах, логике, анализе причинно-следственных связей, с другой — иррациональное, оперирующее образами, спекулятивными понятиями, эмоциональным зарядом и, наконец, просто верой в свою исключительность. Это особенно хорошо видно, если прочитать оба материала, что называется, встык.
Не здесь ли нужно искать идеологические корни нынешнего конфликта между путинской Россией и Западом? К сожалению, газетная площадь не дает возможности поместить целиком оба материала, поэтому предлагаю вашему вниманию наиболее характерные выдержки.
Одинокая страна
Илья Мильштейн («ИноСМИ», 20.01.09)
Эпоха кризиса в России характеризуется заметным обострением дара предвидения у подобного рода экспертов. Например, знаменитый Михаил Леонтьев пророчит мировую войну. А Игорь Панарин предсказывает крах доллара, гражданскую войну в США и распад Америки на отдельные государства.
Сей персонаж особенно интересен. Это не просто журналист с нервами, расшатанными от постоянного осмысления фактов, но ученый и преподаватель. Профессор Дипломатической академии МИД РФ, доктор политических наук. Профессору не чуждо эстетическое чувство, он мыслит образами. По его словам, «тонущий американский «Титаник» уже столкнулся с айсбергом», и все, кто еще желает спастись, должны бежать с этого корабля сломя голову.
...Дело ведь не в кризисе. Дело в одиночестве. Дело в том, что восемь лет подряд потрачены на то, чтобы загнать Россию в такое состояние, при котором кризис становится опасностью если не смертельной, то очень грозной.
Война, бесконечные шутки юмора и свистопляски на ТВ, пятиминутки ненависти с вышеупомянутым Леонтьевым, уже узревшим ныне российские танки в Риге, многолетнее унижение богатых, бесстрашных и сильных — все это требовалось для того, чтобы превратить народ — как бы помягче сказать? — в телезрителя. Чтобы этот народ послушно голосовал, за кого скажут, и неумолимо прокатывал всех, кто официально назван маргиналом и врагом. А в заботах о подрастающем поколении следовало выстроить молодежь в колонны и погнать на всякие митинги, символом которых на восьмом году путинской власти стали мертвые бараны.
...Между тем весь мир, начиная с Америки, сегодня занят делом. Довольно тяжелым, затратным, требующим огромного запаса сил и выносливости. Мир во главе с Америкой противостоит кризису и, как уже случалось не раз в истории, справится с этой бедой. А перед Россией опять два пути — как в начале и в конце века минувшего. Либо присоединиться к человечеству и научиться играть по правилам, принятым в цивилизованном мире, либо опять пойти своим особым путем, единственно верной дорогой, ведущей в пропасть.
Выбор невелик.
Ответ жителя одинокой страны
pilhin («ИноСМИ», 25.02.2009)
Господа! Вы дураки! Ровно с того самого момента, когда радостно захлопали в ладоши, узнав о распаде Советского Союза.
...Как мы тогда смотрели на Запад! Как мы надеялись! Не на подачки, на понимание! Мы смертельно устали от серости, однообразия и тупоголовости. Нам хотелось красок Мира, ведь он так прекрасен. И столько в нем мест, где мы ни разу не были!
Да, вся душа — нараспашку! Никогда до и никогда после не было бы у вас лучшего друга, чем наша Россия, отнесись вы к нам по-доброму, построй вы с нами действительно доверительные, равноправные отношения! Вы цинично и подло обманули наши надежды! Ваш бизнес-план оказался полным дерьмом, впрочем, как выяснилось, и многое остальное!
Тогда вы нам были еще не друзья, но уже не враги. Сейчас — уже не друзья и пока не враги! Вместо того чтобы мягко, без самодовольного превосходства вводить Россию во все мировые институты, без брезгливости интегрировать нашу экономику в мировую, вы, господа, считали хорошим тоном где только можно пнуть нас, посмеяться, унизить.
Идиоты! Вы не учили Историю? Русские (я имею в виду всех, кто русский по духу, а не по крови. Плевать я хотел на наши национальности. Я и сам, подозреваю, не чистых кровей) могут понять и простить многое. Но не презрительное унижение.
Вы начихали на договоренности о неприближении НАТО к нашим границам (пусть и устные). Разве договор не дороже денег? Всей своей деятельностью вы снисходительно демонстрировали нашу якобы второсортность, никчемность, бедность и дремучесть. Иначе с чего это вдруг кандидатша Хиллари внезапно «запамятовала» фамилию теперешнего президента России? Страны, которая камня на камне от мира не оставит, не приведи Господи! Нет, ну не дура ли? И все объяснения по поводу избирательного PR-а и речей для внутреннего употребления здесь не проходят. Как говорится: «Разговорчики в строю!» Вспомнит, выучит! От зубов отскакивать будет! Или уже выучила?
...И когда на Красной площади во время праздничного концерта в честь Победы звучит великолепный голос Гвердцители: «Сомнения — прочь, уходит в ночь отдельный, 10-й наш десантный батальон», вся площадь, вся страна, выпившая и не очень, прильнувшая к экранам телевизоров, на несколько минут становится этим десантным батальоном. Такая аура возникает, что не только веришь — знаешь, нас ничего не сломает, не испугает. Башку свернем любому супостату.
...Может быть, вы будете удивлены, но у каждого из нас есть две страны, в которых мы живем одновременно. Одна страна — это наше Государство, которому мы все должны уже чуть ли не с рождения. Которое обложило нас налогами, податями и матом. Которому плевать, если правды не доискаться. И для которого все мы априори — уголовники. От уплаты которому чего-либо отвертеться если и не геройство, то, во всяком случае, для многих и не криминал.
Другая страна — это наша Родина, которой мы и сами отдадим последнее. Которая пахнет теплым хлебом и полевыми цветами. В которой бьют чистейшие родники и текут полноводные реки. Которая смотрит на нас, непутевых, с фотографий отцов и дедов в военной форме, словно тысячелетней мудростью извиняя за нашу всеобщую безалаберность. В которой у каждого есть свой, дорогой сердцу уголок. И какого-нибудь деревенского дьячка-пьяницу я ни за что не променяю на лощеного святого отца-педераста.
НАМ НЕЗАЧЕМ ВОЕВАТЬ!!!
Но если припрет! Советская Армия по численности превышала 4 млн «штыков». И что ни говори, вся Армия не могла заниматься строительством дач для генералов, как утверждают некоторые защитники прав. Кто-то водил танк, кто-то стрелял, кто-то настраивал радиостанции и т.д. Мы давно уже в запасе и занимаемся своими делами. Но выучка и навыки никуда не делись! Просто за ненадобностью вся эта «моторика» дремлет в подсознании. И привести ее в боевое состояние много времени не потребуется. Нас таких много. И еще лет 10—15, хотя бы и одним своим наличием, мы страну в обиду не дадим. А дальше...
У нас взрослый сын. Через год он заканчивает институт и идет в Армию, а подросток-дочь уже вполне освоила начальные навыки вождения нашего «проходимца». Да, и по английскому у нее «пятерка». Пригодится для допроса пленных. Вы и сейчас ничего не поняли?
Совок — категория социально-психологическая
Согласитесь — отличный с точки зрения демонстрации того, что переполняет души современных совков, ответ Мильштейну и в его лице всем западникам. И его «Господа! Вы дураки и идиоты!» — это не эмоции, это твердая оценка всех, кто с ним не согласен. Он в этом убежден полностью и окончательно, пытаться спорить с такими — занятие изначально пустое и бесперспективное. Поэтому мои рассуждения ни в коем случае не ответ «жителю одинокой страны». Это, скорее, размышления над природой феномена, который мы имеем на просторах бывшего Советского Союза: в России в качестве набирающего силу рецидива, в других странах СНГ — как остатки совково-имперского мышления.
Американцы искренне верят в то, что их образ жизни (демократия, торжество закона, права человека) в конечном итоге приносит наибольшее благо наибольшему числу людей, и у них есть эмпирические подтверждения этого в стране и за рубежом. Эти ценности поддаются рациональному описанию, они очень конкретны и осязаемы: результаты их можно увидеть в жизни. Более того, они привлекательны (всем побывавшим там и пользующимся плодами западной цивилизации это нравится). Жить в странах западной демократии — мечта очень многих людей на планете. Вы многих знаете, кто стремится на ПМЖ в России? То есть сегодня рационально мыслящие люди делятся на две категории. Первые думают, как уехать на Запад, вторые — как устроить жизнь по-западному в своих странах.
Для иррационального мышления подход иной: оно, не имея возможности предложить альтернативу рациональному западному мироустройству, в лучшем случае строит воздушные замки и рассуждает о своей исключительности, в худшем — придумывает новые политические «измы», которые по определению заточены на противостояние с Западом, а значит, видит в нем врага. Это алгоритм существования иррационального мышления вообще и совкового в частности. Совок — это категория социально-психологическая. Это тот самый новый человек, который был создан за 70 лет советской власти, и сегодня этот тип в качестве рецидива тоталитарного прошлого составляет костяк наций, входивших в бывший СССР.
Что может предложить альтернативного Западу сегодняшняя Россия? Таинственную русскую душу? Особую духовность, которая в принципе не поддается логическому объяснению? Широту натуры, которая предполагает не только мифическую доброту и отзывчивость, но и разгильдяйство, недобросовестность, необязательность, лень? Любовь к березкам и пьяному дьячку, чистейшим родникам и полноводным рекам? И с этим совки-имперцы собираются противостоять западному образу жизни? Оно конечно, если бы все это было в реальности — можно было бы и поспорить. Так нет этого ничего! Где они, чистейшие родники, белые березки и чистота человеческих отношений? В Европе все на порядок чище. Где эта духовность, доброта и отзывчивость? Кто вообще внушил им, что русские в этом выше других народов? Миф. Такие же, как и все, разве что с завышенным самомнением от недостатка контактов с другими.
Что еще можно предложить в качестве модели для подражания другим странам? Пьяного дьячка? Культ разгильдяйства, недобросовестности, пьянства и лени?
А может, взамен западной демократии и уважения прав человека предложить путинский вариант демократии? По принципу: пусть будет хуже, но не как у людей. Но вряд ли других устроит такой чисто совковый иррационализм.
Иррационализм в действии
Стало модным ругать Запад за неэффективную помощь, мол, толку никакого, а свой образ жизни навязывают. Сегодня в том, что в России полно проблем, оказывается, как и во времена СССР, опять виноват Запад.
Очень показателен пассаж по поводу того, как Россия, уставшая «от серости, однообразия и тупоголовости», смотрела с надеждой на Запад, а он, мол, подло обманул ее надежды. И в чем же этот обман? Оказывается, бизнес-план помощи России оказался дерьмом. Мол, мы думали с вашей помощью заживем так же, как и вы. Ан нет, оказалось, ваша помощь состояла только в советах и поучениях, а работать мы должны были сами. А вот этому нас за 70 лет совка отучили.
И это еще не все претензии. Главная обида за то, что, вместо того чтобы мягко, без самодовольного превосходства «вводить Россию во все мировые институты, без брезгливости интегрировать ее экономику в мировую», Запад только и делал, что унижал Россию, пинал ее и насмехался. Вот она, типично совковая логика! Суть претензии в том, что Запад должен (по твердому убеждению совков) вводить Россию в мировые институты и интегрировать ее в мировую экономику. Заметьте, не Россия должна этим заниматься, а именно Запад. Мол, им это нужнее. А самим этим заняться имперская гордость не позволяла, как же, мы не какая-то там Словения, Эстония или Польша, мы страна, которая, если что, «камня на камне от мира не оставит». А вы нас через общие двери?.. И в обидки: «Русские могут понять и простить многое. Но не презрительное унижение». Опять миф. Любой народ точно так же думает о себе. Еще один пример завышенного самомнения.
Особенно интересно смотреть, как автор сам себя загоняет в угол, когда говорит о том, что у каждого русского есть две страны. Страна-Государство, с которой человек находится в перманентном противостоянии, и страна-Родина, ради которой он отдаст последнее. Тут он очень прав.
Действительно, в авторитарной стране, где человек изначально бесправен, а его свободы ограничиваются и подавляются, между властью и народом существует разлад. Не зря же в России автомобилисты предупреждают друг друга о засадах дорожной полиции. Согласитесь, с точки зрения дорожной безопасности — это абсолютно нелогично. Но кто сказал, что логика господствует в России? Этого нет в демократических странах, где господствуют рациональные отношения. Для западного человека понятия Родины и государства, как правило, совпадают. Это и понятно — люди сами выбирают свою власть, сами контролируют и, соответственно, ей доверяют.
Спрашивается, почему бы не ликвидировать эту расщепленность российского сознания и не соединить в единое понятие «Родина» и «государство»? То есть сделать так, как сделали народы Запада. Почему не пойти по пути цивилизации? Ответа нет. Точнее, совки об этом даже не задумываются, потому что для них такая раздвоенность сознания — это тоже часть милой сердцу российской специфичности. Иррационализм как принцип жизни. Быть особенными — так уж во всем. Опять все тот же подход: пусть будет хуже, но не как у людей.
Мурашки по коже, тараканы в голове
И под конец самое главное, без чего совок не совок, — это угрозы. Враг в лице Запада найден, теперь покажем, что мы его не боимся. Прямым текстом: мол, мы люди простые, у нас нет полутонов — либо мы вас, либо вы нас. Так что знайте, «башку свернем любому супостату». И это притом, что желающих напасть на Россию не наблюдается. По двум абсолютно внятным причинам. Первая, конечно, ядерное оружие: надо быть последним идиотом, чтобы нападать на человека, обвешанного гранатами. Вторая — кому нужна такая головная боль: оккупировать страну, которую населяют совки. Такое может присниться только в самом страшном сне.
А вот совкам, видимо, не терпится повоевать. Природа такая: придумать врага и сделать противостояние ему смыслом своей жизни. Это мы уже проходили во времена СССР. Все возвращается на круги своя. Врага они себе уже придумали. Теперь дело за малым — ненависть привить детям, обучить их английскому языку (пригодится для допроса пленных) и, как написал Мильштейн, «нетерпеливо ожидать у моря гибельной для американского «Титаника» погоды». Собственно, эта надежда сегодня и греет российских совков во главе с Путиным. Самим-то им Запад, к счастью, давно уже не по зубам — вся надежда на кризис.
Хотя на словах апломба о-го-го! Грозят в открытую. Мол, в СССР армия 4 млн насчитывала, и если что, то «хотя бы и одним своим наличием мы страну в обиду не дадим». Опять это восприятие враждебности мира, который спит и видит, как «обидеть» Россию. Отсюда постоянная идея-фикс — быть готовым к отпору. А что еще делать, если страна постоянно проигрывает мир? Пытаться выиграть войну. Ведь все эти разговоры об отпоре супостату — не более чем проявление внутренней потребности самоутвердиться. Стремление найти опору своим амбициям, своей придуманной самобытности.
Но как это сделать, если более 70 лет занимались строительством будущего, которое оказалось химерой? Если ради этого будущего понадобилось уничтожить миллионы соотечественников? Если при всей иррациональной самоотверженности и героизме людей так и не смогли построить полноценной экономики? Если даже демократические институты и либеральную экономику сумели приспособить под ГБшные интересы? Какое тут самоутверждение, если у других, не в пример им, все по-другому, по-человечески.
Откуда это? Что это — действительно такая карма у народа или его крест? Неужели от того, что у выпивших в День Победы при звуках патриотической песни мурашки по коже, можно говорить об особенности и неповторимости русского духа? Патриотизм — это, конечно, очень хорошо. Но не нужно путать мурашки по коже с тараканами в голове. В любой другой стране вы найдете не менее поразительные примеры высокого патриотизма — те же мурашки по коже, только без самомнения, что они самые особенные на планете. То есть никаких тараканов в голове по поводу вражеского окружения и необходимости противостоять врагам. А вот у совков — это даже не пунктик, это конкретный вывих общественного сознания.
Вот тут и ответ на вопрос, почему Запад размещает свои ПРО (система противоракетной обороны) поближе к российским границам, а не, скажем, к границам Бразилии или Австралии. А вы бы, зная, что совки-имперцы, мыслящие иррациональными категориями и видящие кругом супостатов, вновь пришли к власти в стране, напичканной ракетами, поступили иначе? Сомневаюсь.
Конечно, можно было бы не воспринимать статью какого-то анонима всерьез: мало ли кто что напишет. Однако любой, кто более-менее знаком с нынешней российской прессой, посещает форумы интернет-сайтов, читает комментарии под статьями, согласится, что анонимный «житель одинокой страны» выразил мнение большинства россиян. Более того, многие и у нас в Казахстане разделяют эти взгляды. Другое дело, что в силу именно анонимности автор выразил это предельно откровенно, чего не позволяют себе российские журналисты и политики, мыслящие так же. Это не просто мнение отдельно взятого автора, подверженного совково-имперской ностальгии, это проявление общей тенденции в российском общественном сознании. Тенденции, существовавшей после распада Союза подспудно и получившей свою институциализацию при Путине. Сегодня имперское сознание в россиянах культивируется уже на государственном уровне. В сочетании с сидящей в людях совковости это и дает тот самый букет ненависти к Западу, который так наглядно продемонстрировал «житель одинокой страны».
РеспубликаКЗ