"Как только зашла речь о том, что Казахстан станет председателем в ОБСЕ, я считаю, что наша республика к этому не готова, потому что она не выполняет своих обязательств в рамках этой организации и не соответствует ее стандартам в сфере прав и свобод человека. Причем Казахстан принципиально не выполняет взятые на себя обязательства."
Меньше шести месяцев осталось до того момента, как Казахстан заступит на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Отечественные чиновники уверены: страна готова возглавить ОБСЕ. Однако некоторые граждане считают, что нам до Европы еще далеко (см. “В бой идут одни старики”, “Время” от 1.7.2009 г.).
Об этом и о многом другом наш корреспондент побеседовал с председателем Алматинского Хельсинкского комитета Нинель ФОКИНОЙ.
- В Казахстане активно идет борьба с коррупцией, но меньше ее при этом не становится. Не получится ли так, что после того как Казахстан возглавит ОБСЕ, наши методы этой “борьбы” получат широкое распространение в странах Европы?
- Да нет! У Европы за спиной сотни лет демократических институтов. Не думаю, что Казахстан за два с половиной года сможет что-то ей навязать.
- А как вы относитесь к инициативе заставить членов правительства носить значок “Я - против коррупции”?
- Об этом очень хорошо сказал первый заместитель председателя партии “Нур Отан” Дархан КАЛЕТАЕВ: мол, нужно делом заниматься, а не воздух сотрясать. Пусть внедряют этот значок - нам уже не привыкать смешить мир.
- Что вы думаете о волне арестов топ-менеджеров национальных компаний, чиновников, бизнесменов? - Больше всего меня тревожит то, что все эти дела закрывают от общественности - не допускают адвокатов, переводят их в раздел госсекретов. В результате и следствие неподконтрольно. Тревожит также, что во всех этих делах участвует Комитет национальной безопасности - даже в тех, что не входят в его компетенцию. Все это напоминает большой передел собственности. И похоже, что силовые структуры и спецслужбы принимают в нем самое активное участие. Причем это происходит не только в Казахстане, но и, к примеру, в той же России. Там тоже правоохранительные органы успешно участвуют во всех экономических делах под флагом борьбы с коррупцией. Это очень опасно.
- В чем же опасность?
- Участвуя в таких делах, спецслужбы набирают силу. И может наступить момент, когда эта сила станет чрезмерной. И уже сами спецслужбы будут представлять угрозу для существования государства.
- Общественность Казахстана выступала против принятия Закона “Об информационно-коммуникационных сетях”, который приравнивает интернет-ресурсы к СМИ и ужесточает контроль над ними. Тем не менее закон был принят…
- Видимо, это произошло потому, что протест был не таким сильным, как в случае с теми же поправками в Закон “О свободе вероисповедания”. Ведь в Казахстане Интернет развит слабо, пользователей немного и они не играют весомую роль в общественной жизни. Одним словом, интернет-сообщество Казахстана - это не сотни тысяч верующих. К тому же за верующими стоят мировые церкви c их огромным влиянием. Кроме того, интернет-сообществу не хватило времени: правительство успешно учится на своих ошибках, и потому очень быстро провело этот закон. А вообще, этот закон - глупый. Это то же самое, что обязать всех казахстанцев выходить на улицу в намордниках. Ну одного нарушителя поймают, ну второго... Но ведь всех не переловишь! Очевидно, этот закон приняли лишь затем, чтобы легализовать те действия, которые предпринимаются властью против неугодных сайтов. Но каждый пользователь знает: любую блокировку можно обойти. Даже я этому научилась. Поэтому предполагаю: этот закон в ближайшем будущем либо отменят, либо про него потихоньку “забудут”.
- Нинель Константиновна, 30 июня алматинские пенсионеры пикетировали представительство ОБСЕ в Алматы. Они передали письмо главе Центра ОБСЕ в Казахстане Александру КЕЛЬЧЕВСКОМУ, в котором заявили: наша страна не готова возглавить эту организацию. А как вы считаете: готовы мы или нет?
- Как только зашла речь о том, что Казахстан станет председателем в ОБСЕ, я считала, что наша республика к этому не готова, потому что она не выполняет своих обязательств в рамках этой организации и не соответствует ее стандартам в сфере прав и свобод человека. Причем Казахстан принципиально не выполняет взятые на себя обязательства. И не стремится их выполнить. Это все равно что выйти на баскетбольную площадку с клюшкой и заявить: я буду играть по своим правилам. Правительство считает, что ОБСЕ “навязывает” нам свои правила. Это не так! Мы сами брали на себя эти обязательства и подписывали соответствующие документы. На мой взгляд, согласие стран - участниц на председательство Казахстана - довольно странное решение, которое говорит о том, что ОБСЕ сама переживает глубокий кризис. Но так как за всю историю этой организации прецедентов пересмотра решения о ее председателе еще не было, Казахстан, скорее всего, все же ее возглавит. К этому нужно относиться, на мой взгляд, философски. Это как неудачный брак. Просто следует помнить, что “развод” произойдет автоматически к концу 2011 года.
Мне кажется, что за эти два с половиной года ничего кардинального с самой ОБСЕ не произойдет: это довольно инерционная организация. Все решения принимаются консенсусом, а не волей председателя и руководящей “тройки”. Решения обсуждаются и готовятся довольно долго.
ВРЕМЯ