2001-2007 гг.
Период поступательного экономического роста
В означенный промежуток времени продолжилось стремительное развитие экономики Казахстана. С 1 июля 1999 года по 1 июль 2007 года, то есть, в течение 8 лет подряд ВВП Казахстана в среднегодовом измерении увеличивался на 9%-10%. До 2005 года такой темп развития обеспечивался главным образом за счет увеличения производства энергоносителей. Но в течение 2005-2007 гг. рост добычи нефти в Казахстане замедлился. В этих условиях финансисты и строители взяли на себя роль лидеров развития экономики в стране и в значительной мере поспособствовали сохранению прежних среднегодовых темпов роста ВВП. В 2006-м две пятых прироста было обеспечено ими.
Следует сказать, что Казахстан не собирался и не собирается безропотно смиряться с такой ситуацией, когда его экономика имеет преимущественно сырьевую направленность. Республика уже достаточно давно предпринимает меры, которые призваны способствовать диверсификации как ее экономики в целом, так и ее экспорта, в частности.
В принципе такого рода задачи заявлялись руководством страны в первый же год ее существования в качестве независимого государства. В сентябре 1992 года в ходе своего визита во Францию президент РК Н.Назарбаев, выступая перед местными промышленниками, заявил: «Мы не собираемся транжирить наши богатства. Мы предпочитаем предлагать на обмен нефтепродукты, а не просто сырую нефть» (Жерар Нико «Франция - Казахстан: договоренность о кооперации», газета «Фигаро», 28.09.1992 г.). Уже тогда было ясно, что Казахстан не хотел бы соглашаться с тем, что ему отводят роль всего лишь окраинного сырьевого придатка развитых экономик.
Но до тех пор, пока на международных рынках цена на нефть, основной экспортный товар страны, оставалась относительно низкой, с подкреплением такого несогласия конкретными шагами пришлось, по-видимому, подождать. Ситуация эта сохранялась довольно долго. Только во второй половине 1999 года цена поднялась выше уровня 20 долларов за баррель. И с тех пор почти до осени 2008 года конъюнктура складывалась для Казахстана благоприятная. Соответственно страна предпринимала меры по ослаблению привязанности своей экономики к производству и экспорту энергоносителей.
В числе первых была взята на вооружение политика по замещению импорта. Она положила начало практическим усилиям правительства Казахстана по приданию нового импульса развитию не сырьевых отраслей своей экономики. Собственно, такая задача была заложена еще в принятой в 1997 году Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В 1998 году министерство энергетики, индустрии и торговли РК разработала новую промышленную политику, направленную на стимулирование экспорта и импортозамещения, оживление предприятий, способных производить продукцию, пользующуюся спросом. Однако ее дальнейшая реализация тогда затормозилась в силу того, что, начиная со второй половины 1998 года, для экономики Казахстана наступили тяжелые времена. Так что принятие и осуществление отраслевых программ импортозамещения в основном пришлись уже на начало нового десятилетия – на 2001-2003 годы.
К 2003 году была разработана комплексная «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы». После утверждения Указом президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года за №1096 она была официально принята на вооружение. Все осуществляемые с тех пор шаги по диверсификации экономики, так или иначе, связаны с реализацией положений этого документа. Перекликается с ним и заявленная в начале 2006 года задача по вхождению в число 50-и наиболее конкурентоспособных государств.
Благоприятный для развития экономики Казахстана период длился, можно сказать, до августа 2007 года. Потом начались проблемы, вызванные, в первую очередь, кредитным кризисом в международной экономической системе.
В восприятии же населения нынешняя полоса трудностей началась с резкого торможения длившегося несколько лет подряд кредитного и строительного бума. Власти сразу же и не на шутку были встревожены этой переменой. Оно и понятно. Ведь в предыдущем 2006 году банковско-финансовый и строительный секторы экономики РК дали почти 40% прироста валового внутреннего продукта в стране. С 1 июля 1999 года по 1 июль нынешнего года, то есть, в течение 8 лет подряд ВВП Казахстана в среднегодовом измерении увеличивался на 9%-10%. Прежде такой темп развития обеспечивался главным образом за счет увеличения производства энергоносителей. Но потом рост добычи нефти в Казахстане замедлился. В этих условиях финансисты и строители взяли на себя роль лидеров развития экономики в стране и в значительной мере поспособствовали сохранению прежних среднегодовых темпов роста ВВП.
Во второй половине 2007 года у них вследствие начала кредитного кризиса возникли серьезные проблемы. Ключевые причины такой ситуации проистекают из сделавшегося слишком большим внешнего долга казахстанских банков и увеличения оттока капитала в виде выплаченных иностранным инвесторам дивидендов из страны.
Август 2007 г. – июнь 2009 г.
Повторение опыта Исландии пока не состоялось
Период с августа 2007 года по нынешнее время ознаменован борьбой руководства и правительства страны с кризисными явлениями. Пакеты мер, которые в этой связи были приняты и осуществляются, у всех, видимо, на слуху. Поэтому повторяться, надо полагать нет смысла. О том, насколько они были своевременны и насколько эффективным оказалось их применение, можно, видимо, будет заводить речь тогда, когда ситуация может стабилизироваться.
Но один позитивный итог всей этой борьбы уже можно, как представляется отметить. Осенью прошлого года, когда экономика прежде казавшейся вполне благополучной Исландии обанкротилась, международные финансовые эксперты стали наперебой называть Казахстан следующим наиболее вероятным кандидатом на повторение исландского опыта, казалось, что они окажутся правы. Но теперь уже ими такое не говорится. А экономика Казахстана продолжает оставаться на плаву. И ей уже предсказывают выход из полосы трудностей.
Вызовы ближайшего будущего
Как бы это ни казалось странным, наибольшие опасения, связанные с будущим Казахстана, проистекают именно из ее козырных преимуществ. В период распада Советского Союза казалось, что Казахстан получает в свои руки ключи от дверей, связывающих страны Средней Азии с Россией, Западом и остальным миром, и что это сулит ему большие выгоды.
А вот теперь эта казавшаяся радужной и оказавшаяся призрачной перспектива обернулась реальной угрозой и надвигается к границам страны. Если религиозный экстремизм оттуда только идет, наркотики и беженцы (пока экономические) уже приходят. Одной этой комбинации угроз достаточно для дестабилизации ситуации даже в сильной в военном и экономическом отношении страны.
Еще лет 20 назад Казахстан, как и вся Средняя Азия, казался вселенским тупиком на заднем дворе России. Стремительный экономический подъем нашего великого восточного соседа Китая и особенно интенсивное стимулирование им бурного развития своей прежде отсталой западной, то есть соседствующей с нами части, на наших глазах превращает этот стереотип в анахронизм. Благодаря этому Казахстан, бывший глухой периферией индоевропейского мира, становится переходной зоной между развитым Западом и бурно развивающимся Востоком. Но из этой новой перспективы для него вырастает другая, не менее зловещая угроза. Тут дело даже не в опасности китайской экспансии. За два с половиной столетия нахождения под защитой России, сохранявшей все это время преимущество в силе перед Китаем, Казахстан совершенно утратил опыт выживания рядом с Поднебесной империей. Китай - это вечное великое испытание для любого своего соседа. Могут выживать, находясь рядом с ним, только сомкнутые в единый кулак и ни на миг не теряющие своей бдительности нации-корпорации. Такие, как Корпорация Япония, Корпорация Корея (Северная и Южная), Корпорация Вьетнам и т.д.
Казахстан даже при большой фантазии нельзя отнести к этому разряду. Это - многонациональная страна, совсем не идентифицирующая себя как нечто целое. Этнологи, исходя из опыта изучения причин исчезновения целых народов (таких, как, к примеру, филистимляне), выводят заключение: на всем протяжении истории человечества выживали лишь те народы, которые смогли сохранить свою культурную идентичность, веру в свою исключительность. Рядом с Китаем это правило приобретает куда большую, чем еще где-либо, важность. Но нынешний Казахстан так и не сложился в единый народ. Так что у Китая на нашей стороне большие перспективы.
Какими окажутся ответы Н.Назарбаева на эти вызовы времени? Об этом мы сможем, если то будет суждено, поговорить еще лет через десять.