И вдруг на этом фоне стали появляться, так сказать, «нетипичные» статейки о Казахстане и его президенте, который, якобы, имеет «неисчислимые заслуги в деле обеспечения стабильности в мире». Разумеется, эти материалы никоим образом не вписываются в общую содержательную канву о Казахстане, в статьи, изобличающие правящий казахский режим.
Ясно, что эти публикации направлены на поправку неблаговидной картины. Это - заказные статьи. К примеру, 8 июля 2009 года в «Washington Times» появилась одна из таких статьей под названием: «Ключевой партнер в Центральной Азии». Ее авторы говорят, что Казахстан является «ключевым партнером США в ЦА», что «он способен оказать существенную поддержку в урегулировании ситуации Афганистане и энергетической безопасности Запада». Утверждается, что «Казахстан может принять у себя международный банк ядерного топлива и тем самым внести вклад в обеспечении ядерной безопасности в глобальном масштабе». Читаешь эту глупость и диву даешься!
Нынешние реалии не оставляют камня на камне от любых мифов о роли и месте Казахстана в регионе и мире! Роль РК, если говорить о роли как таковой вообще, крайне ничтожна! Казахстан никоим образом не способен позволить себе независимой, принципиальной и последовательной внешней политики по целому ряду объективных причин.
Казахское руководство заявляет о размещении у себя международного банка ядерного топлива, но одновременно поддерживает кандидатуру России на эту роль - потому что боится реакции Москвы.
До недавних пор Казахстан участвовал во всех мыслимых и немыслимых энергетических саммитах, организуемых Западом в целях создания альтернативных российским маршрутам экспорта углеводородного сырья в Европу, в том числе по «Набукко». Но в ходе форума НАТО/СЕАП Астана заявила, что не может участвовать в «Набукко», ввиду «особых обязательств» перед Москвой и Пекином.
Казахстан, как и многие другие страны СНГ, заявляет о предоставлении своих услуг по транзиту натовских грузов в Афганистан. Но все эти маршруты, откуда бы они ни исходили, в итоге стыкуются в Термезе и, следовательно, без Ташкента все разговоры о своей «важности» сводятся к нулю.
Глупо думать, что «Washington Times» не видит, как Казахстан становится «разменной монетой» в соперничестве между Западом, Россией и Китаем. Наглядный пример этого проявился в том, как Россия «кинула» Казахстан в вопросе совместного вступления в ВТО.
Журналисты американского корпункта хорошо понимают, что Казахстан не играет никакой ключевой роли в мире. Но они закрывают глаза на реалии, потому что надо «отработать» информационный заказ. В Америке это называется лобби, то есть продвижение чьих-то интересов «по контракту».
Астана нашла такой, столь легкий способ нарастить собственный авторитет - пусть и искусственный, временный, надуманный! На создание бумажно-газетного «авторитета» казахское руководство не жалеет огромных средств.
30 апреля 2009 года посольство Казахстана в США подписало годовой контракт с лоббистской компанией «Policy Impact Communications» на $1,5 млн. «на улучшение имиджа Казахстана». Официальным обоснованием данного контракта стало намерение противостоять имиджу, созданному в блокбастере «Борат: Культурные уроки Америки для пользы великого народа Казахстана», вышедшего в прокат в 2006 году. «Лучшие умы» страны посчитали, что общеизвестный фильм, а не насквозь прогнившая власть создает негативное представление о Казахстане. Глупость казахских чиновников поистине не знает пределов - бюджетные деньги, необходимые для стариков и детей в разгар тяжелейшего кризиса используются «на укрепление авторитета Назарбаева».
Как сообщают в компании «Policy Impact Communications», они намерены «последовательно лоббировать интересы Казахстана». В частности, они планируют выступить за снятие торговых ограничений и создание «нормальных торговых отношений» к казахским продуктам (может быть, Казахстан намерен поставлять в США кумыс?). Кроме того, эта фирма планирует «выстраивать позитивный имидж Казахстана» через «агрессивную кампанию в СМИ». В частности, готовятся публикации в так называемых «престижных изданиях» и визиты американских VIP в Казахстан. Но что самое любопытное - «Policy Impact Communications» намерена осуществлять постоянный мониторинг «авторов, критически настроенных к Казахстану».
11 июня в Центре международных и стратегических исследований (CSIS) в Вашингтоне при содействии Посольства Казахстана в США и Института новых демократий (NDI) состоялась конференция, посвященная председательствованию РК в ОБСЕ. Конференция была организована в рамках инициированного и финансируемого казахской стороной проекта по подготовке американскими «мозговыми центрами» серии отчетов и рекомендаций, связанных с председательством Астаны в ОБСЕ в 2010г.
Вызывает сомнение беспристрастность отчета, на финансирование которого Астана выделила 290 тыс. долл. Проплаченная ангажированность этой конференции не придала особого значения ее результатам. Конференция CSIS была еще одной попыткой Астаны повлиять на восприятие РК в политикоформирующих кругах Вашингтона.
Серьезное раздражение американских экспертов вызвали основные положения отчета, подготовленные накануне конференции рабочей группой CSIS и NDI. Некоторые аналитики характеризуют этот документ как «абсурдную, совершенно проправительственную агитку». По их мнению, «нельзя рассматривать в качестве успешной модель экономического развития, которая привела к установлению в Казахстане господства семейно-олигархического капитализма».
Кроме того, необходимо отменить Закон о цензуре Интернета, что абсолютно неприемлемо для государства, председательствующего в ОБСЕ, проявлять реальную приверженность принципам свободы слова и не поддаваться влиянию РФ и КНР.