Опубликован доклад организации «Международная амнистия» о применении пыток в Казахстане. Здесь говорится, что пыткам в Казахстане может быть подвергнут любой задержанный, иногда даже без каких-либо целей.
ПЫТКИ СТАЛИ ПОВСЕМЕСТНОЙ ПРАКТИКОЙ
Сотрудники правозащитной организации «Международная амнистия» в опубликованном в понедельник, 22 марта, докладе приводят интервью с непосредственными жертвами пыток, их родственниками. Были учтены высказывания государственных служащих. Свои мнения представили независимые организации Казахстана, адвокаты, простые граждане и иностранцы.
В предисловии «Международная амнистия» напоминает, что ее представители встречались с служащими министерства внутренних дел Казахстана в июне 2009 года. Сотрудники министерства утверждали, что пытки в стране имеют место только в исключительных обстоятельствах.
Однако авторы доклада, ссылаясь на другие свидетельства, говорят, что пытки продолжают быть рутиной в Казахстане. И формы этих пыток варьируются от избиений во время задержания прямо на улице до истязаний в камерах допроса в полицейских участках.
Эти свидетельства подтверждаются выводами специального посланника ООН по вопросам пыток Манфреда Новака, который побывал в Казахстане в мае 2009-го года. После девятидневного визита он еще раз подчеркнул свои первоначальные выводы. «Я прихожу к заключению, сказал Манфреда Новака, - что применение пыток и другого плохого обращения выходит за рамки изолированных случаев».
В феврале 2010 года посланник ООН еще раз повторил свое беспокойство и отметил, что в Казахстане наблюдается «внушительное расхождение между законом и реальностью».
«Международная амнистия» в своем докладе также ссылается на заключение Европейского Суда по правам человека в ноябре 2009 года по делу Кабулова. Европейский суд, разбирая дело арестованного в Украине по уголовному обвинению казахстанца Амира Байсакова, запретило выдавать его в Казахстан на том основании, что в этой стране пытки стали повсеместной практикой.
Согласно этому вердикту, «в Казахстане любой подозреваемый, находящийся под арестом, может быть подвергнут пыткам, нечеловеческому обращению или унизительной процедуре, причем иногда даже без каких-либо оснований и целей». «Международная амнистия» сопровождает эти заключения типичными свидетельствами, вошедшими в доклад о пытках в Казахстане.
ПРИЗНАНИЯ ПОД ПЫТКАМИ
Дениса Полиенко держали двое суток в заключении в Акмолинской области в ноябре 2006-го года. Ему было тогда 19 лет. Полицейские жестоко били его, сломав ребра и изуродовав лицо. Как он потом рассказывал, полицейские надели ему на голову пластиковый мешок, доводя до удушья. Они угрожали изнасиловать его и измываться над его родственниками.
В результате ему пришлось признаться в преступлении, которое, по его словам, Денис не совершал.
«Международная амнистия» отмечает, что сотрудники правоохранительных органов в Казахстане часто ставят задержанных перед выбором: арест или взятка в обмен на свободу. Подобные финансовые операции, по мнению авторов доклада, являются значительным источником дохода для нижних чинов полиции. В этой связи цитируется все тот же спецпосланник ООН по пыткам, заявивший, что «коррупция является почти узаконенной практикой» в правоохранительной системе Казахстана.
«Международная амнистия» утверждает, что в казахстанских местах предварительного заключения до сих пор существует камера, именуемая на жаргоне «стаканом». Это узкая комнатка без окон, без кровати, стульев и туалетных приборов. В «стакане» можно только стоять или сидеть на полу.
Даже сами представители правоохранительных органов признавались, что ныне в «стаканах» не содержат арестованных больше 36 часов. В этой связи «Международная амнистия» отмечает, что пребывание в такой комнате уже само по себе есть жестокая, бесчеловечная и унизительная пытка.
ДЕЛО СУЛЕЙМЕНОВА И ЖОБАЛАЕВА
Как утверждают авторы исследования о пытках в Казахстане, правоохранительные органы страны часто используют в кампании борьбы с терроризмом жестокие методы, оправдывая их соображениями национальной безопасности.
Особенно активно эти жестокости практикуются на личностях или группах людей, которые официально признаны составляющими угрозу безопасности страны. Это прежде всего исламские активисты, члены религиозных партий, представители незарегистрированных или запрещенных религиозных меншинств. В эту категорию также попадают иностранные беженцы из соседних государств, в частности, из Китая и Узбекистана.
«Международная амнистия сообщает в докладе, что в организацию продолжают поступать свидетельства о пытках, применяемых против запрещенных в Казахстане исламистских партий, таких как «Хизб-ут-Тахрир». Члены этих партий подвергаются деспотическим и длительным арестам без права контакта с внешним миром. В каких-то случаях их родственники сообщали о пытках арестованных с целью признания в преступных деяниях, которые они не совершали.
В этой связи доклад приводит случай с Жасуланом Сулейменовым и Куатом Жоболаевым из Астаны. Их принуждали признаться в террористических намерениях. Оба свидетельствовали на суде, что их пытали в комитете национальной безопасности. Суд не принял жалобу к рассмотрению и объявил ее неприемлемой.
«Международная амнистия» также указывает на широкую практику используемых в Казахстане неофициальных и секретных мест содержания людей в заключении. В этом контексте приводится случай с началом расследования дела бывшего президента компании «Казатомпром» Мухтара Джакишева.
За несколько дней до его ареста были отправлены в секретные места семь его ближайших сотрудников. Им было сказано, что они подпадают под программу защиты свидетелей. Именно поэтому их будто бы поместили в надежные убежища.
Однако, судя по сообщениям, семеро задержанных были в наручниках. Их родственники не знали о месте их пребывания. Нанятые родственниками адвокаты не были допущены к задержанным. Женам разрешили встречу только через две недели после задержания их мужей.
ПЫТКИ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
«Международная амнистия» подчеркивает, что количество наказанных за пытки представителей власти неизмеримо мало по сравнению с числом зарегистрированных жалоб о плохом обращении с задержанными. По сведениям неправительственной организации «Казахстанская коалиция против пыток», за 18 месяцев с 2007 по 2009 год имело место более 600 случаев пыток.
По официальным даным, в 2006 году были осуждены лишь семеро офицеров. В 2008 году лишь два человека привлечены к ответственности. В первой половине 2009 года не было ни одного случая разбирательства с офицерами полиции или сотрудниками органов национальной безопасности. Во второй половине 2009 года лишь один полицейский был осужден за пытки.
«Международная амнистия» в своем докладе цитирует даНные, предоставленные «Коалицией казахстанских НПО против пыток». Этот казахстанский документ содержит внушительный перечень случаев и причин применения пыток в Казахстане. Отчет завершается списком рекомендаций руководству Казахстана.
Прежде всего Коалиция призывает «обеспечить безусловное соблюдение гарантий защиты от пыток всем, в том числе фактически задержанным, административным задержанным, свидетелям и другим».
По мнению Коалиции, это можно достигнуть если будут соблюдаться: право быть уведомленным о своих правах; право на адвоката; право на информирование близких; право быть осмотренным независимым врачом; право не свидетельствовать против себя; право хранить молчание; право жаловаться.
Коалиция также считает необходимым обеспечить неотвратимость наказания за пытки с четкой процедурой рассмотрения судами сообщений подсудимых об истязаниях и «других видах жестокого, бесчеловечного или унизительного обращения».
Радио Азатык